Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

Внутренний финансовый контроль и аудит

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

27 марта 2014 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 об утверждении правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Анализ правоприменительной практики в этой сфере выявил наличие у органов государственной власти ряда вопросов по внедрению и развитию эффективных инструментов внутреннего финансового контроля и аудита.

Цели и задачи

В соответствии с Бюджетным кодексом госфинконтроль — это контрольная деятельность, которая направлена на установление, подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных операций, с применением административной (уголовной) ответственности и мер принуждения в случаях выявления финансовых нарушений или пресечением их незаконного проведения до момента использования бюджетных средств. Такой контроль в принципе является последующим, поскольку его предмет — результаты исполнения объектами контроля бюджетных процедур вне зависимости от времени их проведения: в отчетном или текущем периоде, до или после списания бюджетных средств со счетов бюджетов. В итоге исследуются законность уже проведенных финансово-хозяйственных операций и качество их выполнения, которое непосредственно влияет на эффективность использования бюджетных средств.

Таким образом, органы госфинконтроля через фиксацию финансовых нарушений, по сути, только сигнализируют о недостатках в системе превентивных мер на ведомственном уровне, выдают обязательные для исполнения предписания по их устранению, а также пресекают финансовые нарушения путем наказания должностных лиц, намеренно совершивших соответствующие противоправные действия. Поэтому на ведомственном уровне в дополнение к госфинконтролю должен быть организован внутренний финансовый контроль и аудит как собственная система предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.

Бюджетный кодекс наделяет главных администраторов бюджетных средств полномочиями по организации и проведению внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

устранение (недопущение) недочетов в сроках и качестве предоставления информации (документов), необходимой для составления и исполнения бюджета;

управление бюджетными рисками — событиями, негативно влияющими на осуществление внутренних процедур составления и исполнения бюджета;

своевременное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ;

обеспечение полной и достоверной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

Кроме того, главные администраторы полномочны проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов.

В отличие от контролера-ревизора задачей аудитора является не простое подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных процедур, проверенных в ходе аудиторской проверки, а формирование рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового контроля.

Организация внутреннего финансового контроля

Статья 160.

2-1 Бюджетного кодекса устанавливает, что внутренний финансовый контроль осуществляет главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении своих действий, реализующих полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств организует собственный внутренний контроль совершаемых им фактов хозяйственной жизни, ведения учета и отчетности в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положения об организации такого контроля фиксируются в актах учетной политики.

Разделение сфер внутреннего контроля связано с тем, что отдельные хозяйственные процедуры и операции, такие как составление табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчет отпускного пособия, оформление командировки сотрудника, ведение кассовых операций и т. д.

, находятся вне сферы бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Вместе с тем подходы к организации и проведению контрольных действий в рамках внутреннего финансового контроля вне зависимости от субъекта контроля, на наш взгляд, должны быть едиными.

Предлагается внедрить сбалансированную систему контрольных действий, осуществляемых в ходе исполнения финансово-хозяйственных процедур и операций.

Для этого во внутренних актах, регламентах нужно четко установить сферы ответственности всех должностных лиц, принимающих участие в исполнении финансово-хозяйственных процедур и операций, сроки и периодичность их проведения.

Разграничение ответственности является необходимым базисом планирования контрольных действий, поскольку они выполняются как самими исполнителями в ходе самоконтроля, так и вышестоящими должностными лицами, а также должностными лицами иных подразделений (например, проверки оформления первичных документов до формирования платежных документов, отражения соответствующих операций в учете).

К контрольным действиям относятся проверка оформления документов, авторизация операций, сверка данных, осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет. В плане (карте) контроля также отражаются периодичность, сроки и способы проведения контрольных действий (выборочный или сплошной контроль).

В целях недопущения издержек на проведение контрольных действий рекомендуется включать в план (карту) контроля только процедуры и операции, подверженные существенным рискам.

Так как контрольные действия встраиваются в процедуры и операции, их основным результатом является выявление причин и условий возникновения нарушений и недочетов либо оперативное устранение нарушений до проявления их последствий.

Результаты контроля должны быть запротоколированы в целях дальнейшего их анализа, по итогам которого актуализируются правовые акты, регламенты (внутренние стандарты), программное обеспечение проведения процедур и операций, а также планы (карты) внутреннего контроля, что последовательно снижает риски нарушений.

Исходя из положений статьи 160.2‑1 Бюджетного кодекса главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств также осуществляет контроль по подведомственности.

Такой контроль может быть как предварительным (текущим), например поверки составления (оформления) документов подведомственных получателей бюджетных средств до представления в финансовый орган, казначейство сводных документов, так и последующим, подтверждающим законность проведения отдельных финансово-хозяйственных операций получателей бюджетных средств, определяемых в плане контроля либо при поступлении информации о признаках нарушений. Методами последующего контроля являются документарные и выездные проверки (ревизии). При этом необходимо взвешенно подходить к организации ведомственного контроля — он должен давать свое­временные сигналы руководству о наличии проблем в осуществлении подведомственными получателями средств финансово-хозяйственных операций, о ходе их решения, а также о виновных должностных лицах, допустивших нарушения. То есть контроль осуществляется с акцентом на операции текущего года, а не прошлых лет. В противном случае нет необходимости в проведении ведомственных проверок (ревизий).

В рамках последующего контроля рекомендуется также организовать мониторинг — регулярный сбор и анализ сведений, необходимых для расчета показателей, характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными получателями бюджетных средств.

По итогам мониторинга формируются отчеты, содержащие анализ причин отклонения от целевых значений.

Специфичность последующего контроля по подведомственности диктует особую форму его организации: рекомендуется утвердить отдельный ведомственный регламент осуществления такого контроля, определяющий порядок назначения контрольных мероприятий, их планирования, проведения, реализации результатов, составления и представления отчетов о результатах контроля.

В условиях применения различных инструментов контроля на разных уровнях управления и исполнения особой задачей является организация составления и представления сводной отчетности о результатах контроля.

Такая отчетность необходима для принятия своевременных управленческих решений, направленных на обеспечение законности и эффективности проведения финансово-хозяйственных операций в системе главного администратора бюджетных средств.

С этой точки зрения, на наш взгляд, сводную отчетность должно формировать и представлять руководству финансово-экономическое подразделение главного администратора бюджетных средств.

Постановление Правительства РФ № 193 в целом формализует вышеуказанные подходы к осуществлению внутреннего финансового контроля. Вместе с тем требуется уточнение положений данного постановления, в том числе в части организации контроля по подведомственности.

В соответствии с постановлением № 193 главный администратор средств федерального бюджета устанавливает порядок осуществления внутреннего финансового контроля, регулирующий вопросы планирования контрольных действий, протоколирования результатов контроля, составления отчетности о результатах контроля.

Организация внутреннего финансового аудита

Внутренний финансовый аудит — это деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности.

Целью аудиторских проверок является не просто фиксация нарушения бюджетного законодательства, неэффективных расходов, а оценка степени надежности бюджетных процедур, определение того, насколько они четко организованы и контролируются в целях недопущения нарушений бюджетного законодательства и неэффективных расходов.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств.

При этом исходя из задач внутреннего финансового аудита численность внутренних аудиторов незначительная (до десяти человек) вне зависимости от размера подведомственной сети главного администратора бюджетных средств.

Исходя из учета общих требований законодательства к организационной структуре органа власти и ограничений по численности внутренних аудиторов рекомендуется создать комиссию по внутреннему финансовому аудиту, члены которой не являются сотрудниками финансово-экономических и (или) бухгалтерских подразделений.

Основным предметом внутреннего финансового аудита является деятельность по внутреннему финансовому контролю в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, совершенных в системе главного администратора бюджетных средств в отчетном периоде.

В этой связи годовой план внутреннего финансового аудита должен отражать планируемое по году последовательное обследование всех финансово-хозяйственных систем на предмет определения надежности осуществляемого в отношении них внутреннего контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, выявления системных недостатков, влекущих несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств. Примерами аудиторских проверок являются аудит администрирования доходов, аудит составления и исполнения бюджетной сметы, аудит предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий юридическим лицам, аудит ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, аудит контрактуемых расходов и т. д. В плане по каждой проверке также указываются объекты аудита и сроки ее проведения.

По каждой аудиторской проверке составляется программа, в которой указывается тема проверки, наименование конкретных объектов аудита, вопросы изучения, к которым прежде всего относятся состояние внутреннего контроля по данной теме проверки, организация бюджетного учета, состояние информационных систем, сопровождающих выполнение процедур и операций.

По итогам аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства, подтверждающие выводы об эффективности организации проверяемой системы (в том числе на основе данных первичных документов, регистров бухгалтерского учета, представленных для тестирования внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности).

Результаты аудита оформляются актом. На основании актов аудиторских проверок составляются отчеты, которые направляются руководителю и в которых обязательно представляются выводы о состоянии внутреннего финансового контроля по предмету проверки. Если выявляются нарушения, то внутренний аудитор обязан отражать все это в отчетах.

По результатам рассмотрения отчетов принимается решение о целесообразности реализации выводов внутреннего финансового аудита, проведении служебных расследований, направлении материалов в компетентные органы в случае обнаружения нарушений, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность.

В свою очередь, отчеты консолидируются в состав годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.

Источник: http://bujet.ru/article/267795.php

Различие между внешним и внутренним аудитом — Audit-it.ru

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

Сергей Уткин, внутренний аудитор, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

Понятие внутреннего аудита

В настоящее время существует разная литература о внутреннем аудите, в которой можно встретить различные понятия внутреннего аудита, его определения и толкования.

Кто-то считает внутренний аудит процессом, подчиненным внутреннему контролю, или его элементом, кто-то – контрольной или оценочной деятельностью, кто-то – деятельностью по обеспечению руководства качественной информацией и т.д.

Всё международное сообщество признаёт определение международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, или The IIA): «Внутренний аудит – это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления».

Данное определение полным образом охватывает основные характеристики внутреннего аудита в его современном понятии и дает его точное понимание. Исходя из него, очевидно, что внутренний аудит является одной из функций управления.

Руководство и собственники организации ожидают и хотят быть уверены, что поставленные цели будут достигнуты, а плановые показатели будут выполнены, и при этом деятельность организации и действия сотрудников соответствуют действующему законодательству, установленным технологиям, принятым принципам и правилам и т.п. Для обеспечения этого в организации создаются и внедряются системное управление рисками и постоянно повышается эффективность системы внутреннего контроля и аудита.

Соответственно, объектом работы подразделения внутреннего аудита может стать любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, например: снабжение товарно-материальными запасами, управление персоналом, процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), управленческой отчетности, информационные технологии, корпоративная культура и пр.

Отличительными особенностями внутреннего аудита являются:

  1. Независимость: внутренние аудиторы не принимают непосредственного участия в проверяемом процессе и организационно не подчинены руководителям процесса.

  2. Объективность: беспристрастность оценок и выводов внутренних аудиторов.

  3. Системность и последовательность подхода: какие направления/ вопросы исследовать/ проверять; что проверять в первую очередь, как часто; широта и глубина охвата деятельности организации исследованиями/проверками и пр.

Приоритетность в работе внутреннего аудита определяется собственниками и руководством организации, как правило, на основе понимания и оценок существующих рисков и видения проблемных вопросов деятельности.

Необходимость существования внутреннего аудита для бизнеса давно признана в России. Для некоторых отраслей и организаций наличие выделенной функции внутреннего контроля и аудита является обязательным, что регулируется законодательством РФ.

Речь идет о банковской и страховой отраслях, государственной компании «Росавтодор», государственных корпорациях (Росатом, Роскосмос и др.)).

Например, в законодательстве РФ существуют следующие нормативные акты, регулирующие внутренний аудит в различных отраслях и отдельных организациях (перечень не является полным; актуален на 2018 год):

Различие между внешним и внутренним аудитом

При всей схожести работы внутренних и внешних аудиторов (планирование деятельности, документирование действий, подготовка отчетов по результатам, следование стандартам/правилам и т.п.) имеется ряд существенных, можно сказать, принципиальных, отличий.

  1. а.

        Для внешнего аудита объектом работы является финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, и результатом работы внешнего аудита является заключение о ее достоверности.

    Соответственно, все действия специалистов внешнего аудита нацелены на получение подтверждений или опровержений достоверности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, что, в свою очередь определяет, каким будет заключение (согласно Международным стандартам аудита) – модифицированным, не модифицированным, отказ в подтверждение ФО; заключение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой.

    б.     Для внутреннего аудита объектом работы является абсолютно любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, с целью оценки эффективности и экономичности операций, а также соблюдения требований законодательства. Например:

    • Снабжение товарно-материальными запасами: план закупок, выбор поставщика, складское хозяйство (приемка-хранение-выдача в производство) и проч.
    • Управление персоналом, включая процессы найма, повышения квалификации, оплаты труда и мотивации сотрудников.
    • Процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), а также и управленческой отчетности, включая контроли полноты, своевременности и точности отражения в учете выполненных операций.
    • Информационные технологии, начиная от вопросов внедрения до проверки контролей правильности работы алгоритмов.
    • Работа конкретных производственных объектов от соответствия выработки продукции утвержденным планам до эффективности загрузки отдельных производственных мощностей – предприятий, цехов, участков, вплоть до конкретных станков, если необходимо.
    • Корпоративная культура, начиная от следования сотрудниками установленным в организации принципам и правилам работы и поведения, вплоть до деловой этики и контроля конфликтов интересов.

Результатом работы внутреннего аудита является повышение эффективности деятельности проверенного процесса, функционального направления, системы и, через это, организации в целом.

  1. а.

        Внешний аудит проверяет совершённые операции и деятельность организации по завершении отчетного периода (как правило, год, иногда полугодие, 9 месяцев), когда еще существует возможность внести корректировки в учётные регистры и изменить показатели отчетности, но нет никакой возможности исправить уже принятые управленческие решения и их влияние на процессы и эффективность/результаты деятельности.

    б.   Внутренний аудит выполняет работу непрерывно в ходе осуществления организацией деятельности и операций. Соответственно, еще имеется возможность внести корректировки в принимаемые и даже принятые управленческие решения, чтобы обеспечить должную эффективность и результаты деятельности.

    а.

        Пользователями результатов работы внешнего аудита (заключения о достоверности отчетности) являются в основном внешние для организации пользователи: государственные органы (налоговая инспекция, социальные фонды и пр.), акционеры, инвесторы, кредиторы и т.п.

    б.    Пользователями результатов работы внутреннего аудита являются руководители и специалисты организации, непосредственно участвующие в процессах, и собственники (через Совет директоров/Комитет по аудиту).

Основные различия между внешним и внутренним аудитом кратко сведены в таблице ниже:

Внешний аудитВнутренний аудит
РезультатВыражение мнения о достоверности финансовой отчетности организации.Повышение эффективности деятельности компании, уверенность в достижении организацией поставленных целей, результатов.
Основные пользователи результатаИнвесторы, акционеры, кредиторы, государственные органы.Совет директоров (Комитет по аудиту), руководство организации, в первую очередь, высшего уровня.
Объект аудитаФинансовая, бухгалтерская отчетность организации. Система внутреннего контроля в части подготовки финансовой, бухгалтерской отчетности.Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления.
СпецификаФокусируется на уже выполненных операциях и событиях, способных оказать существенное воздействие на финансовую, бухгалтерскую отчетность организации; не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений.Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению организацией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений.
ПериодичностьПроверка операций и данных, как правило, уже по окончании отчетного периода.Непрерывная проверка систем, процессов, операций и данных на основе годового плана аудитов, а также срочных заданий Совета директоров/ Комитета по аудиту и руководства.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a104/976772.html

Чем отличается аудит от внутреннего контроля

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

Не каждый может назвать разницу между аудитом и внутренним контролем, зачастую воспринимая их как близкие по смыслу понятия или полные синонимы. Однако эти экономические термины несут в себе разное значение и подразумевают разные задачи, имея при этом общую цель – осуществление контроля за финансами индивидуального предпринимателя, предприятия или организации.

Общие черты и смысловые различия

Под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерского учета для составления мнения о его достоверности, соответствию законодательству, финансовой отчетности и требованиям по ведению учета на предприятии. Это включает в себя не только контроль учета и финансовой отчетности, но и формулирование предложений по рационализации хозяйственной деятельности для увеличения прибыли.

В то же время, внутренний контроль – это анализ финансовых показателей предприятия с целью их улучшения, отслеживание эффективности и целесообразности расхода финансовых средств различного характера.

Он необходим для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения дел, контроля за соблюдением политики компании, выявления и устранения проблем во внутренней структуре работы предприятия и обеспечения достоверности внутрифирменной информации.

Проанализировав оба понятия можно сказать, что аудит – это процедура проверки финансов с целью подготовки мнения об их достоверности и предложению способов увеличить прибыль предприятия, а внутренний контроль – процедура по контролю и улучшению состояния внутренних финансовых дел фирмы, с целью рационализации и сокращения расходов.

Обе проверки дополняют друг друга, позволяя организации получать максимально полную информацию о финансовом состоянии, эффективности вложения средств, рациональности расходов и другом.

В конечном итоге, аудит и внутренний контроль осуществляются для того, чтобы увеличить прибыль организации, улучшив финансовую отчетность и реализацию бюджета и устранив недочеты, нарушающие достоверность информации.

В крупных фирмах, имеющих несколько филиалов, аудит и внутренний контроль помимо собственных выполняют задачу по обеспечению высшего руководства организации достоверной информацией по финансовым делам всей структуры в полном объеме.

Для этого, согласно своему значению, аудит и внутренний контроль выполняют специфические задачи. Для аудитора они определяются договором между аудиторской фирмой и предприятием, на котором будет проводится аудит.

Ключевыми задачами аудита являются:

  1. Сохранение независимости, непредвзятости и объективности при проведении проверок.
  2. Сбор и анализ максимального количества информации.
  3. Составление полезного мнения, учитывающего все имеющееся недочеты и содержащего рекомендации по их устранению.
  4. Подтверждение или не подтверждение реальности данных, представленных в отчетности.

В противовес аудиту, задачи внутреннего контроля определяются руководством, поэтому он имеет смысл только в том случае, когда менеджеры предприятия успешно сформулируют конкретные цели и составят план работы. На их основе у внутреннего контроля определяются следующие задачи:

  1. Отслеживание эффективности и целесообразности расходования средств (заемных, собственных и привлеченных).
  2. Анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми.
  3. Контроль за финансовым состоянием предприятия.
  4. Финансовая оценка результатов вложения средств.

Таким образом, согласно описанным задачам, аудит выполняет роль конечной проверки отчетности, тогда как внутренний контроль – предварительной проверки данных по всем расходам, предшествующей аудиту. Оба процесса дополняют друг друга, позволяя полностью увидеть картину финансового состояния предприятия в конечном итоге.

Помимо ключевых задач, аудит и внутренний контроль различаются также процедурой выполнения, сроками и уполномоченными лицами, проводящими проверки.

Так, аудит осуществляется специалистом, не являющимся сотрудником организации, в которой будет проходить аудит.

Его обособленность позволяет сохранять объективность и непредвзятость, так как аудитор защищен от возможного давления со стороны организации и не имеет личных мотивов для искажения данных. Процедура обязательного аудита осуществляется один раз в год.

Она определяется в соответствии с правилами аудиторской организации и законодательства РФ и не может быть изменена по желанию организации-заказчика.

В свою очередь внутренний контроль выполняет уполномоченный сотрудник организации. Процедура его работы, основные цели и задачи определяются руководством и не подлежат изменению по желанию исполнителя. Для наибольшей эффективности работы, внутренний контроль рекомендуют осуществлять беспрерывно.

В заключении отметим, что рассмотренные процессы необходимо выполнять вовремя – тогда финансовая отчетность и документация в организации будут в порядке, а исполнение бюджета будет улучшаться постоянно, способствуя рационализации расходов и увеличению прибыли.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-audit-ot-vnutrennego-kontrolya/

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

статьи

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

  • соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
  • следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
  • эффективного расходования бюджетных средств.

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить.

Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита.

Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Сравнение

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля.

Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению.

Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Таблица

Внутренний контрольВнутренний аудит
Что между ними общего?
Проводятся одним и тем же субъектом — главным распорядителем бюджетных средств в государственных организациях, внутренним аудитором, контролером или специализированным отделом — в частных компаниях
В чем разница между ними?
Направлен на выявление ошибок в хозяйственной деятельности, в ведении отчетных документов и учетаНаправлен на оценку серьезности выявленных ошибок на уровне внутреннего контроля, на выработку мер по их устранению, на анализ качества контроля

Источник: https://thedifference.ru/chem-otlichayutsya-vnutrennij-audit-i-vnutrennij-kontrol/

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита | Юрист 24

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Такой аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов.

Если он проходит утверждение, то руководитель службы внутреннего аудита составляет график работ для различных групп аудиторов. После завершения работы аудиторы пишут отчет о результатах проверки, направляемый руководителю службы, который, в свою очередь, рассылает его членам правления.

Внутренний аудит — принятая хозяйствующим субъектом в интересах его участников (учредителей) и регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и получения иной информации (в том числе за рациональностью ее формирования), выполнением принятых в организации программ и планов, соответствием их поставленным целям и эффективности, сохранностью активов, соблюдением законодательства при осуществлении операций.

Система внутреннего контроля кредитной организации и внешний контроль

Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями и главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также распорядителями и администраторами, имеющие в своем ведении получателей бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве.В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается возможность привлечения независимых аудиторских служб. При этом каждому виду контроля свойственны определенные функции. Так, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами.

Руководству предприятия и управленческому персоналу данные внутреннего контроля помогают быстро получить полную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях, внешними или внутренними аудиторами, в интересах внешних либо внутренних пользователей.

Что они представляют собой? Что такое внутренний контроль? Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

https://www.youtube.com/watch?v=_ig8g_B1OEw

Служба внутреннего аудита или внутренний аудитор проводит рабочие проверки, которые могут касаться любой сферы деятельности.

Их цель — оценка результативности и эффективности работы в данной области, а также выработка рекомендаций по усовершенствованию процедур.

Внутренний аудит существенно отличается от ведомственного контроля, ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы. Его принципиальные отличия от ведомственного контроля и ревизии представлены в табл. 1.1.

Что такое внутренний контроль?

На крупных предприятиях мо¬гут быть организованы специальные подразделения внутреннего конт¬роля — отделы внутреннего аудита.


Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то внутренние аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Информация, полученная в ходе внутреннего контроля, используется внутри предприятия. Она необходима для руководителей и менеджеров организации.
То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

/ аудит / статья внутренний контроль и аудит

Вместе с тем, убыточ­ность многих предприятий в России обусловлена объективными причи­нами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьез­ным социальным потрясениям.

В развитых странах уже выработана си­стема контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо для национальной экономики).

Функции контроля выполняют назначаемые в порядке, установленном в зависимости от организационно — правовой формы юридического лица, ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Если внутрихозяйственный контроль возложен на ревизора или ревизионную комиссию, работающих на общественных началах, то, как показывает практика, руководство может игнорировать систему контроля, искажать данные финансовой отчетности.

Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?

Структура японского банка развития

Итак, главным отличием внешнего аудита от внутреннего является постановка перед ними разных целей, ориентированных у первого на собственников и защиту их интересов, а у второго — на руководство организации, состоящее в ряде случаев из наемных менеджеров.


Особую роль играет внутренний аудит в банковской системе, в том числе и в Центральном Банке РФ. Внутренний аудит в банке – это независимая, объективная проверка и консультирование, направленные на улучшение деятельности банка.

Внутренний аудит помогает банку в достижении его целей, обеспечивая систематическую оценку и повышение качества процесса управления.

Прежде чем говорить о результатах контроля, необходимо знать его цели. Внутренний контроль полезен только тогда, когда направлен на достижение определенных целей.

Службы внутреннего контроля постоянно: 1) следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств; 2) следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств; 3) следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств; 4) проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; 5) дают финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; 6) контролируют финансовое состояние предприятия.

Отличия аудита от внутреннего контроля

На крупных пред-приятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.

Каждый субъект контроля играет свою важную роль для налаживания и сохранения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.

Внутренний аудит перерастает из функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании.

Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».

Отличия аудита, ревизии и внутреннего контроля

Служба внутреннего аудита создается на основании специального распоряжения по головной организации, в котором определяются цели, задачи, структура и численность службы, права и обязанности ее работников, назначается ее руководитель, предусматриваются периодичность ревизий и проверок, порядок рассмотрения их результатов.
Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.
Для достижения поставленных целей и решения задач менеджерам организации необходимо обеспечить функционирование эффективной системы до- кументирования и отчетности, разделение полномочий.

Выводы аудиторов обычно приводят к системным изменениям, которые устраняют или смягчают не выявленные проблемы контроля. Группы аудиторов иногда проводят повторные проверки, чтобы выяснить, привели ли эти системные изменения к улучшению контроля.

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль.

Что они представляют собой?Внутренний аудит существует наряду с внешним аудитом, государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества.

Финансово — хозяйственная деятельность предприя­тий связана с формированием и расходованием денежных средств, а сле­довательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Источник: http://mebeldzer.ru/pravovye-stati/4555-chem-otlichaetsya-vnutrennij-finansovyj-kontrol-ot-vnutrennego-audita.html

Арсенал Права
Добавить комментарий