Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре

Основные типы бизнес-культур и их отличительные особенности

Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре


В данной статье раскрыты основные характеристики и особенности разных деловых культур — восточной, западной и российской (русской).

Ключевые слова: бизнес-культура, западная деловая культура, российская (руссквкая) деловая культура, индивидуализм, коллективизм, мобильность, зависимость, энергичность, пассивность, целеустремленность, фатализм, независимость, постоянство, исторические этапы становления.

Каждая страна, будь она восточной или западной, имеет свою культуру. Так и в организации существует так называемая деловая культура. Тем не менее деловая культура начинается не с организации в целом.

Она берет свое начало еще на уровне государства, национальная культура, а уже затем следует культура на этапе организации, организационная культура, далее культура на уровне руководства, управленческая культура (или стиль управления в современном языке).

Несомненно, общий уровень деловой культуры зависит от культуры национальной, которая присуща народу определенной страны. Так, например, в основном все страны по своему укладу можно разделить на западные и восточные.

Так, восточным странам присущи стремление находиться и работать в коллективе, быть его частью, низкая мобильность работников, невысокий (иногда несуществующий) уровень гибкости, необходимость чувствовать поддержку и защиту со стороны основной части коллектива, важность наличия знакомых в сфере трудоустройства. В то время, как западным странам присущи индивидуализм, стремление реализовать себя как личность, выделиться из коллектива, высокий уровень мобильности и гибкости работников. Несмотря на вышеперечисленные черты, характерные для восточного и западного укладов, существуют страны, сочетающие в себе факторы как от одной, так и от другой культуры. Примером такой страны является Россия.

Говоря о такой большой стране, как Россия, сложно сказать, к какой культуре она относится. Причиной тому служит многовековая история и многочисленные факторы, повлиявшие на становление особой российской культуры [4].

Одним из них являлось то, что Россия находится в холодных климатических условиях. Эти условия были непривычны для людей с Запада. Но народ, который жил изначально на этой территории, научился приспосабливаться к таким условиям жизни. Соответственно, люди стали более сплоченными.

Вторым фактором послужило формирование особого русского менталитета, в который еще с того времени был заложен коллективизм вместо индивидуализма, взаимопомощь вместо соперничества. Менталитет также предполагал следование общинным приоритетам, а не личностным. Народ отводил важное место для государства, которое помогало выжить.

Как третий фактор следует выделить наличие нестандартных ситуаций и обязательное знание определенных тонкостей жителями страны. Из таких можно выделить: большие расстояния внутри страны, неожиданные изменения климата, погодных условий. Это научило жителей России сталкиваться с нестандартными ситуациями и задачами, применять экстраординарные пути решения, быстро реагировать.

Следующий четвертый фактор можно выделить скорее как исторический. Стоит отметить несколько этапов закрепощения населения, основными из которых являются закрепощение во время борьбы с монголами и, несомненно, крепостное право. Эти события сильно отразились на русском менталитете: отвержение демократии, способность работать на износ, трудолюбие.

Становление русской этики в определенной степени пришлось на 16–17 столетия, если принимать во внимание этические нормы российского купечества. Торговля русских купцов XVI — XVII столетий была стеснена царем и знатью.

Российский бизнес появился во второй половине 20 века. Тогда начала формироваться российская деловая культура.

Путь развития западной деловой культуры значительно отличается от российского пути развития. Существуют несколько основных признаков [3, стр.30–70], отличающих западную культуру от российской коренным образом.

1) Индивидуализм

Индивидуальный интерес важен для каждого представителя западной деловой культуры. Индивидуум — ячейка общества. Поэтому приняты саморазвитие, реализация себя как личности, выделение из общества.

2) Малая дистанция власти

В западных организациях является нормой высказывание своей точки зрения руководству компании, обсуждение новых идей и предложений сотрудников. В каждой из крупных компаний это важно и поощряется руководителем. Зачастую даже встречаются структуры, в которых руководитель и его подчиненные стоят фактически на одном уровне, то есть имеют одинаковое право слова.

3) Сильное избегание неопределенности

По причине более раннего появления рыночной экономики на Западе западный уклад основывается на высокой неопределенности: постоянные колебания спроса, неожиданное поведение конкурентов.

4) Маскулинизация (активность в делах, энергичность, предприимчивость, четкие масштабные цели)

У России более мягкий характер поведения в бизнесе [1], связи внутри организации могут быть тесными и близкими, что нехарактерно для Запада, где работники конкурируют между собой и стремятся показать себя.

Основные черты Западной деловой культуры, несомненно, отличаются от основных черт Российской деловой культуры (табл.1).

Историческое развитие обусловило развитие каждой из деловых культур. Под влиянием определенных событий жители Запада в целом и России [2, стр.20–60] получили определенные качества, сформировался менталитет народа, который сохранился и до сих пор.

Таблица 1

Отличительные характеристики между западной ироссийской деловыми культурами

ХарактеристикаЗападная деловая культураРоссийская деловая культура
Социальная культураИндивидуализмКоллективизм
Позиция относительно измененийМобильностьЗависимость
Отношение к жизниЭнергичностьПассивность
Жизненная позицияЦелеустремленностьФатализм
Способность к гибкостиНезависимостьПостоянство

Несомненно, ни одна бизнес-культура не может существовать обособленно, ведь и западные, и восточные, и российские компании имеют общие проекты, партнерства, объединенные производства.

Тут берет свое начало синергия бизнес-культур [5, стр.60–150].

В случае синергии «Россия-Восток» возникает творческая гармония, в случае «Россия-Запад» — системные инновации», синергия «Восток-Запад» даёт возможности для устойчивого роста (рис.1).

Рис. 1. Синергия бизнес-культур

Таким образом, возникает эффективное взаимодействие разных деловых культур: идёт обмен опытом, возрастает эффективность, происходит постоянное развитие. А стык трех основных бизнес-культур (русской, восточной и западной) приводит к сбалансированной синергии.

Литература:

1. Ахалбедашвили Г. Г. Проблемы интеграции российской деловой культуры в международный бизнес // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — № 12 (16). — С. 41–46.

2. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Т. Ю. Анопченко [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 380 с. — (Высшее образование).

3. Лебедева Л. М. Этническая и кросс культурная психология, М.: Макс-Пресс, 2011.

4. Руденко А. М. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2015. — 264 c.

5. Шаповалов В. Ю. Характерные черты деловых культур Запада и Востока // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010. — № 4. — С. 89–93.

Основные термины(генерируются автоматически): западная деловая культура, Россия, деловая культура, Запад, культура, российская деловая культура, западный уклад, индивидуализм, синергия бизнес-культур.

Источник: https://moluch.ru/archive/193/48379/

Западная и восточная деловые культуры

Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре

Следует помнить, что деятельность PR международного масштаба проходит на фоне интернационализации многих аспектов национальных культур.

Интернационализация, глобализация деловой культуры проявляется внешне уже в том, что официальная деловая одежда – темный деловой костюм европейского стиля – стал «униформой» деловых людей на всех континентах мира.

Интерьер штаб-квартиры глобальной компании и в Европе и в Азии выглядит примерно одинаково.

Тем не менее, в широком на сегодняшний день спектре деловых культур можно выделить два полюса – западная деловая культура и восточная деловая культура.

К типичным западным культурам относятся евро-американская и западноевропейская деловые культуры. К наиболее типичным восточным – деловые культуры стран Азии и Востока (Япония, Китай, а также страны ислама).

Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и общекультурные предпосылки.

Россия находится географически между Западом и Востоком. Деловая культура России занимает по ряду параметров (индивидуализм/коллективизм; иерархичность/эгалитаризм и других) промежуточное положение между западной и восточной культурами.

Рост занятости россиян на иностранных и совместных предприятиях актуализирует вопросы взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса – от рабочих мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей различных культур позволяет оптимизировать отношения с инокультурной общественностью.

Если обратиться к стереотипам и гиперболам, можно определить типичные (хотя и не абсолютные) черты деловых культур Запада и Востока.

Независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решитель-ность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность – так могут оцениваться специфические отличительные черты Западной деловой культуры с позиции россиян.

Уклончивость, иерархия, ритуальность, декоративность, зависимость, клановость, кумовство, хитрость – обычно воспринимаются россиянами как некоторые специфические характеристики восточной культуры.

«На Востоке думают одно, говорят второе, а делают третье». Эта восточная мудрость воспринимается как хитрость, лукавство и даже нечестность.

В тоже время, традиция Западного бизнеса не разделять слова и поступки воспринимается россиянами как неожиданная прямолинейность, простодушие и неосмотрительность.

Независимость и внутренняя свобода американца проявляется, например, в том, что он не придает особого значения одежде, в которой может прийти на деловую встречу.

Японцы же считают, что нельзя быть серьезным (и восприниматься серьезно) на деловых переговорах, если партнеры не одеты в черные строгие костюмы.

Американский ученый не постесняется покинуть заседание секции научной конференции, если его интерес к происходящему исчерпан до окончания заседания. Японец же останется присутствовать из вежливости.

Индивидуализм признан американцами в качестве двигателя общественного прогресса. Индивидуальный интерес – обязательное и первое условие участия американца в любой деятельности, и это признается американской культурой.

Индивидуум на Западе – ячейка общества, «атом», из которого оно состоит. На Востоке, в частности, в Японии индивидуализм нередко рассматривается как угроза обществу.

Так, в Японии личность – не самостоятельная единица, а функция группы, корпоративная принадлежность.

Коллективизм и групповая ориентация – как в бытовой, так и в деловой сфере – изначально присущи Восточной деловой культуре. В восточной культуре ячейкой общества является не индивидуум, как на Западе, а группа. Человек здесь идентифицирует себя с группой, прежде всего, и меньше всего как индивидуум, личность.

Выдвижение индивидуальных интересов в японской деловой среде невежливо и граничит с неприличием.

Так, высокое качество японской видеотехники известно во всем мире, при этом имена японцев (ученых, изобретателей, лидеров бизнеса), обеспечивших Японии технологическое лидерство, практически не известны мировой общественности.

Коллективизм в восточной культуре возведен в абсолют – до открытого родственного протекционизма, клановости и кумовства. Занятый в японской компании (своего рода клане) обязан хранить верность ценностям и вертикальной системе отношений в клане.

Эта система выражается в подчиненности нижестоящих и благожелательности вышестоящих.

Власть в клане держится не на распоряжении ресурсами, не на обаянии и харизме и не на других западных понятиях, вроде взаимного обмена, а на природе японского порядка вещей.

Эгалитаризм – стиль отношений равных – свойственен Западной культуре в целом и американской в особенности. Так, например, американцы называют в деловой среде друг друга по имени. Считается, что это упрощает коммуникации. При этом разница в возрасте и статусе может быть значительной.

В английском языке нет двух местоимений – «ты» и «вы», а есть только одно. В восточной деловой культуре нередко при обращении к другому надо перечислить все имена и титулы собеседника.

Решительность американца проявляется в готовности принимать решения на переговорах (а не до или после, как у японцев). Японцы же на переговоры приходят группой с уже готовым решением.

Члены японской группы согласовывают свою позицию между собой до начала переговоров и не меняют ее в течение самого процесса переговоров. Решение не может ими быть изменено, потому что они уже приняли его.

Для изменения позиции японцам надо вновь собраться в собственном кругу и согласовать друг с другом новый вариант, который только после этого вновь выносится на переговоры с противоположной стороной.

Решительность в западной культуре проявляется также в готовности идти на компромисс в интересах дела. Компромисс в западной культуре – свидетельство доброй воли, желания и действенного стремления решить проблему.

В восточной же культуре компромисс носит скорее негативный оттенок. Пойти на компромисс здесь – значит проявить слабость характера, неспособность удерживать рубежи своей позиции.

Идя на компромисс, представитель восточной культуры как бы «теряет лицо».

Прямолинейность в западной и, особенно, в американской культуре, кажется японцам вызывающе невежливой чертой и почти наглостью. Если американцы, не смущаясь, отказываются от неинтересного предложения, то в Японии нет слова «нет». Японцы считают его невежливым и всячески уклоняются от прямого отказа, хотя именно он и подразумевается на деле, по мнению партнеров.

Прямолинейность американцев проявляется также в готовности начать переговоры сразу с дела – с цифр, документов и конкретных предложений. Даже если партнеры видят друг друга впервые. Такая «неосмотрительность» и неосторожность обусловлены высоким уровнем развития правовых отношений в странах Запада, обеспечивающих участникам реальную защиту от обмана партнера.

Надежность как обязательность, точность и пунктуальность в Западном бизнесе – вопрос деловой репутации, строгая норма делового поведения, вежливость и такт одновременно.

В восточной же культуре событие или персона важнее времени, поэтому ожидание аудиенции с представителями восточной культуры, запаздывающей на часы (!), не является для них чем-то заслуживающим внимания, обеспокоенности или угрызений совести.

Еще одной точкой различий восточной и западной культур является трактование слова «компания». Например, для американских менеджеров это удобный инструмент служения интересам собственников. Поэтому американские управляющие нередко стремятся увеличить выплаты по дивидендам, соответственно увеличивая персональный доход как можно быстрее.

Для японцев же компания – сообщество людей с общей судьбой, в котором они проводят 20-30 лет и делают заключение в конце пребывания, что прожили здесь хорошую жизнь. В организации с общей судьбой связи людей более значимы, чем отношения обмена, и эти связи создают взаимные обязательства.

Знание основных культурных различий партнеров, причин и факторов их поведения смягчает культурный шок, предотвращает конфликты и способствует успеху деловых коммуникаций в мультикультурной среде. Методы PR в мультикультурной среде должны учитывать специфику ценностей, отношений и норм поведения аудитории.

В настоящее время глобализация экономики и средств коммуникации обобщает правила делового поведения в некоторых сферах коммерческой деятельности, но в своем большинстве, культура делопроизводства имеет существенные различия в разных этнических общностях.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Как Вы понимаете термин «мультикультурная деловая среда»? 2. Что такое глобализация бизнеса? 3. Когда начался процесс глобализации бизнеса? 4. Как можно идентифицировать бизнес по критерию границ и масштабов операций? 5. Что такое национальный бизнес? 6. Что такое региональный бизнес? 7. Что такое глобальный бизнес? 8. Чем обеспечено лидерство на мировых рынках глобальных компаний? 9. Как развиваются национальные и региональные деловые культуры в условиях глобализации деловой среды? 10. Почему культурные различия стран Запада и Востока могут препятствовать успешным деловым коммуникациям? 11. Что такое ценности? 12. Что такое суждения? 13. Что такое поведенческие нормы? 14. Какие деловые культуры относятся к западной деловой культуре? 15. Какие деловые культуры относятся к восточной деловой культуре? 16. В чем специфика российской деловой культуры? 17. Какие черты присущи западной деловой культуре? 18. Какие черты присущи восточной деловой культуре? 19. Что считается двигателем общественного прогресса в западной деловой культуре? 20. Что является главным условием участия западного, и, прежде всего, американского бизнесмена в любой деятельности? 21. Какова главная черта восточной деловой культуры? 22. В чем специфика ведения деловых переговоров в западной и восточной деловых культурах? 23. Что такое эгалитаризм? 24. В чем разница в понимании слова «компания» на Западе и Востоке? 25. В чем разница в восприятии компромисса на Западе и Востоке? 26. В чем проявляется интернациона-лизация деловой культуры? 27. Присуще ли понятие «харизма» западной деловой культуре? 28. Для какой деловой культуры характерно высказывание: «Моя корпорация – моя семья»? 29. В какой деловой культуре может быть допустимо опоздание на переговоры, исходя из принципа «персона важнее времени?» 30. Для какой культуры характерна поговорка «время – деньги»?
Задания. Тесты. Ответы.
1. Процесс глобализации бизнеса начался: а) в конце XIX – начале XX вв.; б) в 30-е годы XX века; в) в 70-е–80-е годы XX века; г) в конце 90-х годов XX века. 2. Национальный бизнес – это: а) бизнес, осуществляемый строго между представителями только одной национальности; б) бизнес, который ведется в границах одной страны; в) бизнес, в основу которого положены национальные интересы того или иного государства. 3. Определяющими факторами в поведении деловых партнеров, принадлежащих к различным деловым культурам, являются: а) религиозная принадлежность; б) морально-этические нормы, которых придерживается человек; в) стремление к выгоде; г) соблюдение этикетных норм страны, в которой ведутся деловые переговоры; д) строгое следование ритуалам, принятым в стране, представителем которой является бизнесмен; е) система ценностей, усвоенная личностью в процессе социализации. 4. Расположите в порядке приоритета ценности, имеющие значение для представителей Западной и Восточной деловых культур: а) деньги; б) свобода; в) социальный статус; г) здоровье; д) семья; е) религия; ж) образование. 5. Характерными чертами западной деловой культуры являются: а) прямолинейность; б) уклончивость; в) самоуверенность; г) целеустремленность; д) мобильность. 6. Характерными чертами восточной деловой культуры являются: а) инициативность; б) клановость; в) эгалитаризм; г) зависимость; д) пунктуальность. 7. Ведя переговоры с западными деловыми партнерами, важно в первую очередь: а) строго соблюдать этикетные нормы; б) демонстрировать партнерам открытость и деловитость; в) быть четкими и пунктуальными во всем; г) явиться на переговоры в строгих деловых костюмах; д) стараться не проявлять открыто своих чувств эмоций; е) выработать решение еще до начала переговоров. 8. На каком языке, по Вашему мнению, должны вестись переговоры, если языковая принадлежность деловых партнеров различна: а) на английском как международном языке бизнеса; б) на языке принимающей стороны с участием переводчика, хорошо владеющего необходимой терминологией; в) на языке зарубежных партнеров. 9. Если Ваш деловой партнер – представитель восточной деловой культуры, то типичным для него будет: а) нежелание идти на компромисс; б) прямолинейность в суждениях; в) уклончивость; г) приверженность национальным традициям своей страны; д) ритуальность в поведении. е) уклонение от скорейшего принятия решения. 10. Эгалитаризм – это: а) взаимозависимость; б) стиль отношений равных; в) верность традициям; г) вежливое поведение; д) стремление к компромиссу.

Предыдущая84858687888990919293949596979899Следующая

Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1044; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-40037.html

Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре | Юрпартнер

Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это процесс несения обязательств перед обществом и перед самим собой как человеческим существом. Некоторые японские менеджеры рассматривают работу скорее как моральный, нежели инструментальный акт. Работа ассоциируется с благом для группы, а не с удобством и полезностью для самого работника. Поэтому сотрудники, не работающие должным образом, не только непродуктивны, они просто аморальны.

Индивидуум здесь — ячейка общества, атом, из которого оно состоит. Американские рабочие места построены на индивидуализме, люди оплачиваются и продвигаются на индивидуальной основе. Американцы трактуют группы (и фирмы) как добровольные ассоциации, которые можно разрушить или покинуть, когда это отвечает интересам индивидуума или акционеров.

На Востоке, в частности, в Японии индивидуализм нередко рассматривается как угроза обществу. Япония представляется нацией, где личность — не самостоятельная единица, а функция группы и корпоративной принадлежности.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложности оценки

Исходя из этого опыта, с одной стороны понятно, что все люди равны в том плане что у всех них психика человеческая, — нет «психически недоразвитых» народов или «сверхчеловеков», как и нет функционально неполноценных языков. В плане описания и моделирования реальности, английский, немецкий и даже русский язык ничуть не лучше языка эфе или йоруба.

Независимо от того, это события в моём окружении, которые касаются меня лично, влияют на мои интересы и успешность группы, или это события на другом конце Ойкумены, до которых мне вроде бы дела нет.

Вместе с тем противоположность коллективизма индивидуализму не является абсолютной и как таковая проявляется лишь в крайних формах. Более того, индивидуальная ответственность – необходимая основа для формирования коллективной.

А.С.

Макаренко утверждал, что вопрос заключается не в наличии или отсутствии благоприятных условий для создания коллектива, а в умении создавать эти благоприятные условия, в умении так организовать школьное воспитание, чтобы все элементы этой организации способствовали укреплению единого школьного коллектива. Короче, соль Земли, те, без кого не только не будет прогресса, но вообще остановится, завянет, закиснет жизнь. Это борцы со всякой косностью, отсталостью, примитивностью и предрассудками.

Безусловно, практические рекомендации Тромпенаарса по поведению с представителями разных культур представляют особый интерес. Однако, для того, чтобы определить, к какой культуре принадлежит страна, лучше обратиться к результатам исследований других ученых.

Индивидуализм непосредственно связан с независимостью и свободой личности. Независимость и внутренняя свобода американца проявляются в искреннем уважении прав человека, свободы слова и информации, независимости СМИ. Права человека — краеугольный камень американской конституции. В Китае и некоторых других азиатских странах другие приоритеты.

Коллективизм и групповая ориентация – как в бытовой, так и в деловой сфере – изначально присущи Восточной деловой культуре. В восточной культуре ячейкой общества является не индивидуум, как на Западе, а группа. Человек здесь идентифицирует себя с группой, прежде всего, и меньше всего как индивидуум, личность.

Развалился Советский Союз, кончилась власть компартии и воцарились свобода и демократия (какого качества — это уже другой разговор). Но победили ли при этом диссиденты и получилось ли то, за что они боролись? К власти вместо первых секретарей партии пришли вторые секретари, секретари комсомола, красные директора.

При том что в малой группе, «среди своих», индивиды друг к другу относятся по прежнему по-индивидуалистически.

Так, высокое качество японской видеотехники известно во всем мире, при этом имена японцев (ученых, изобретателей, лидеров бизнеса), обеспечивших Японии технологическое лидерство, практически не известны мировой общественности.

Независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решитель-ность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность — так могут оцениваться специфические отличительные черты Западной деловой культуры с позиции россиян.

К реактивного типа культуры принадлежат народы восточной и юго-восточной. Азии (Япония,. Китай,. Тайвань,. Сингапур), а также. Турция и. Финляндия. Это культуры людей, оказывающих наибольшее значение ввичлы ивости и уважении к собеседнику, слушают его внимательно и молча, осторожно реагируют на предложения другой сторони.

Конструктивная ситуация. Деструктивные и конструктивные конфликты

Но даже если допустить, что в каких-то случаях борьба противоположностей и ведет к прогрессу, то только не в этом. Это не говоря о том, что непонятно, а нам что делать, приняв эту гегелевскую догму. Если борьба противоположностей ведет к прогрессу, то нам что, усесться на заборе и наблюдать за этой борьбой, ожидая прогресса?

Но если социальные психологи заинтересовались этой проблематикой относительно недавно, то культурантропология, социология и общая психология имеют достаточно длительную историю ее изучения.

Россия находится географически между Западом и Востоком. Деловая культура России занимает по ряду параметров (индивидуализм/коллективизм; иерархичность/эгалитаризм и других) промежуточное положение между западной и восточной культурами.

Индивидуалистическая ориентация, по его мнению, характерна для современных культур, а коллективистская — для традиционных культур, в которых «субъективизм личности… не культивируется; наоборот, поддерживается идея реальности, единства человека и мира» [Там же, с. 328].

Тем не менее, в широком на сегодняшний день спектре деловых культур можно выделить два полюса – западная деловая культура и восточная деловая культура. К типичным западным культурам относятся евро-американская и западноевропейская деловые культуры. К наиболее типичным восточным – деловые культуры стран Азии и Востока (Япония, Китай, а также страны ислама).

Индивидуализм и коллективизм в Восточной деловой культуре. Жесткая иерархия и эгалитаризм азиатского общества. Прямолинейность и учтивость в принятии корпоративных решений. Характерные черты, специфика и преимущества азиатского стиля менеджмента.

13.2.2. Выделение групп стран по признаку сходства культурных ценностей

В советском обществе, писал А.С.Макаренко, не может быть личности вне коллектива. Не может быть обособленной личной судьбы и личного счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива.

Советское общество состоит из множества коллективов, и между коллективами поддерживаются разносторонние, тесные связи. В этих связях – залог полнокровной жизни и успешного развития каждого коллектива.

В горизонтальном индивидуализме люди автономны и равны. В вертикальном индивидуализме — автономны, но не равны (киббуцники из Израиля, крестьяне Пакистана, вообще люди крестьянских общин в традиционном обществе).

С.Макаренко, “коллектив – это свободная группа трудящихся, объединённых единой целью, единым действием, организованная, снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм, в здоровом человеческом обществе”.

А) Первый говорит: «Для улучшения качеств жизни необходимо, чтобы каждый человек имел как можно больше свободы и возможностей для самосовершенствования».

По Тромпенаарсу, те, кто выбрал вариант «А», принадлежат к культуре индивидуализма, а те, кто выбрал вариант «Б» – к культуре коллективизма (табл. 10). Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно.

К моноактивного типа культуры относятся англосаксонские, германские и скандинавские народы (немцы, швейцарцы, англичане, американцы, шведы). Это культуры, в которых принято планировать свою жизнь, организованной вать деятельность в определенной последовательности, заниматься только одним делом в каждый конкретный момент.

Проведя исследование по специальной методике,. Г. Хофстеде пришел к выводу, что деловые культуры в разных странах больше отличаются по таким факторам: соотношением индивидуализма и коллективизма зму; дистанцией власти; соотношением мужественности и женственности в действиях; отношением к неуверенности; простотой или сложностью культуры; открытостью-закрытостью [153, с 250-2566].

Самоуверенность также относится к характерным чертам американской культуры. Можно сказать, что США — страна самоуверенных людей, у которых самонадеянность в крови и воспитывается и поощряется с пеленок. Мировое лидерство США в экономике, политике, культуре держится на самоуверенных людях, мотивированных на индивидуальные достижения.

Американцы, британцы и северные европейцы ревностно оберегают свои личные права и частную жизнь, питают отвращение к вмешательству в нее любых групп. Восточная культура осуждает стремление Запада к индивидуализму любой ценой.

Важно также, что американцы ориентированы на краткосрочные деловые отношения. Удачная сделка их устраивает сама по себе. На Востоке принято строить и ориентироваться на длительные деловые отношения; краткосрочные интересы партнера вызывают непонимание, растерянность и настороженность.

Курсовая работа: Корпоративная культура и ее влияние на менеджмент организации

Проблемы дихотомии индивидуализма/коллективизма волновали и многих других исследователей. Культурантрополог Ф. Хсю сравнивал образ жизни американцев, центрированный на индивиде, и китайцев, в образе жизни которых, центрированном на ситуации, постоянно проявляется взаимозависимость. Социолог Т.

Менеджмент как интеграционный процесс, специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Миссия и стратегия организации фирмы. Бизнес-планирование.

Впрочем, есть такие, которые успели побывать и в комсомольских вождях, и в подпольных цеховиках, и от бандитов их тоже не всегда можно отличить. Этих, вроде бы, можно однозначно идентифицировать как индивидуалистов.

Исследование состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы. Оценка стратегического менеджмента корпорации в условиях рынка. Специфика формирования корпоративных отношений.

Инновационная политика корпоративного предпринимательства.

Деструктивные функции конфликта

Время в западном понимании — линейно и состоит из прошлого, настоящего и будущего. Время — ресурс, который надо планировать и рационально использовать; время — это деньги. Западные культуры преимущественно моноактивны, т.е. все события последовательно и упорядоченно распределены во времени и в момент времени делается одно дело. Американец знает, сколько стоит час его времени.

Надежность как обязательность, точность и пунктуальность в западном бизнесе — вопрос деловой репутации. Здесь это строгая норма делового поведения, вежливость и такт одновременно. Не случайно существование американского термина «deadline» — крайний, или последний срок. После него никаких поблажек никому не делается и все это знают.

В Восточной культуре событие или персона важнее времени.

Позволяет сравнивать «на одном основании» людей, принадлежащих к разным классам, субкультурам, социальным группам, или к разным культурам, таким как американская, немецкая и китайская.

Хотелось бы обратить внимание на показатели России.

86 % респондентов ответили, что предпочитают индивидуальный подход к работе, а 69 % считают, что ответственность за дефект в машине должен нести конкретный работник, а не вся бригада.

Из этого можно сделать вывод, что Россия – страна с культурой индивидуализма. Но это мнение ошибочно. Российская культура всегда была склонна к коллективизму.

Найдено книг по теме — 16

Коллективизм наиболее характерен для групп высокого уровня развития, где он сочетается с личностным самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности, предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы.

Сущность, характерные черты, виды и уровни современного менеджмента. Общая характеристика филиала ООО «Венера». Анализ особенностей менеджмента коммерческого предприятия. Организационная структура и стиль управления, направления по его совершенствованию.

Наибольший индивидуализм проявили граждане США, Австралии, Великобритании, а наибольший коллективизм — граждане Пакистана, Колумбии, Венесуэлы.

Источник: http://farflame.ru/avtorskoe-pravo/2034-individualizm-i-kollektivizm-v-delovoy-kulture.html

Индивидуализм и коллективизм – Энциклопедия по экономике

Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре
Голландский ученый Герт Хофстеде на основе обработки результатов анкетирования 117 тыс. работников компании IBM в сорока странах выделил четыре важнейших параметра деловой культуры 1) соотношение индивидуализма и коллективизма 2) дистанция власти 3) отношение мужественности и женственности 4) отношение к неопределенности.
 [c.

34]
Соотношение индивидуализма и коллективизма. В процессе воспитания личности одни деловые культуры делают акцент на самостоятельности и инициативности. В других культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь люди рассматривают себя как часть группы, коллектива, организации.

Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, с максимальной степенью индивидуализма — США.
 [c.

34]

В психологии предметом изучения является индивид, в частности его личность, характер, привычки, мораль, ценностные ориентиры, стереотипы поведения и мышления, коммуникабельность, стремление к лидерству, возможность обучения и воспитания, соотношение индивидуализма и коллективизма.
 [c.64]

Следовательно, в процессе производства всегда борются два направления — индивидуализм и коллективизм. Первый исповедуют буржуазные ученые, отстаивающие приоритет частной формы собственности в различных ее видах. Второй — коммунистические идеологи, ратующие за общественную собственность на основные средства производства. Отсюда и проистекает различие в подходах к проблеме.
 [c.29]

Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место между экстремальными показателями.

Иными словами, в любой культуре могут быть проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным.

Если обозначить абсолютную приверженность индивидуализму как 100%, а абсолютное его отсутствие (абсолютный коллективизм) — как нуль, то каждая национальная культура по результатам социологических исследований сможет занять на шкале ценностей свое положение.
 [c.34]

Для американского менеджера более характерен индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.
 [c.126]

Активность. На поверхности изображенной выше структуры личности располагаются быстротекущие, меняющиеся желания. За ними существуют интересы — более устойчивые и менее подверженные изменениям.

Далее мы обнаруживаем ценностную ориентацию — устойчивую направленность человека (например, насколько ценны для личности деньги, карьера, семья, образование и т.д.). В ядре располагаются самые общие ценности, определяющие смысл жизни. Отметим, что конечные ценности смысла жизни связаны с таким актом человеческой воли, как вера.

Это индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, стремление к сохранению или изменению, атеизм-или набожность, вера в судьбу или в свои силы и т.д.
 [c.65]

Общая культура работников формирует, в числе прочего, социально-психологический климат на предприятии атмосферу терпимости или недоверия, дух индивидуализма или коллективизма и т.п.
 [c.233]

Так, практика японского менеджмента, основанная на консенсусе, является прямым следствием культурных предпосылок самого общества, где приветствуется гармония и отвергается конфликт, ценится коллективизм, а не индивидуализм, и зависимость каждого субъекта компании преобладает над автономией.
 [c.171]

Культура, философия и мораль определяют, какое поведение считается допустимым, и, таким образом, влияют на нравственное исследование. Выдвинута гипотеза, что степень индивидуализма или коллективизма культуры влияет на нравственное решение.

В поддержку этого предположения свидетельствует тот факт, что служащие в странах, высоким индивидуализмом (например, США или Канада), чаще всего считают себя самыми главными из числа всех сторон.

В противоположность этому, служащие в странах, отличающихся коллективизмом (например, Япония), чаще всего самыми главными фигурами считают акционеров и других служащих, а не себя [26]. Кроме страны различаются своей культурой.

Определено пять культурных различий индивидуализм, властная сдержанность, мужественность, уклончивость и конфуцианский динамизм [27], и показано их влияние на принятие нравственного решения. Определение того, как и почему этические проблемы различаются в разных странах, важно для решения нравственных проблем в международной торговле. Это и показано в примере.
 [c.905]

Социальная организация общества, как переменная кросс-культурных проблем, рассматривает роль родственных связей в принятии повседневных решений, степень градации населения и различия между высшими, средними и низшими классами, преобладание индивидуализма или коллективизма в обществе.
 [c.17]

Априорно выделяют по два типа индивидуализма (1 и 2) и коллективизма (1и 2).
 [c.17]

Типичным примером культуры, формируемой “атомистическим индивидуализмом” и “гибким коллективизмом”, являются Соединенные Штаты. Для этой культуры характерно смешение анархии и демократии к ним следует добавить ярко выраженную склонность к конкуренции и свободе.
 [c.19]

Типичный образец комбинации “атомистического индивидуализма” и “строгого коллективизма” можно найти в западноевропейской культуре. Речь идет о культуре, которая из-за характерных для нее крайних форм анархии и автократии, обнаруживает состояние постоянной напряженности. В ней, собственно говоря, и происхождение скептических установок и склонность к пониманию.
 [c.19]

КОЛЛЕКТИВИЗМ — тип мировоззрения, не допускающий противопоставления человека обществу, исходящий из признания необходимости гармоничного сочетания общих и частных, коллективных и личных интересов нравственный принцип, противоположный индивидуализму, не терпящий себялюбия, своекорыстия и эгоизма, отдающий приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности. Как свидетельствуют уроки истории, К. в своем отрицании индивидуализма может проявляться (имело место, напр., в республиках бывшего СССР) и в крайних формах подчинения индивида коллективу ради общих интересов, оправдания безусловного верховенства общества над личностью. Это несовместимо с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Преодоление такой крайности учитывается законодательством России и др. государств, провозгласивших себя соц. и стремящихся обеспечивать солидарность и сотрудничество своих граждан во имя блага всех и каждого в отдельности.
 [c.129]

Результаты работы Хофстеда четко демонстрируют существенные различия культур англо-американских и многих развивающихся стран. Эти различия наиболее явно выражены в областях, которые связаны с характеристиками индивидуализма/ коллективизма и силой власти.

Специфика культурных ценностей развивающихся стран не позволяет напрямую заимствовать опыт бухгалтерского учета англо-американских стран [18].

Для большинства развивающихся стран характерен максимальный уровень коллективизма, что означает сравнительно низкий профессионализм бухгалтерской субкультуры.

Поэтому большое значение в развитии бухгалтерских методов и их законодательной поддержке здесь будет иметь государство, что позволит повысить надежность публикуемой финансовой информации, а значит, создать основу общественного доверия компаниям и атмосферу успешного развития промышленности в этих странах.
 [c.608]

Вторая переменная характеризуется индивидуализмом, или степенью, с которой люди данной страны предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы.

Высокая степень этой переменной предполагает, что человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и своих близких в семье, равно как несет за все свои действия полную ответственность. Эта же переменная характеризуется как коллективизм (или низкая степень индивидуализма).

В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Разницы между членами группы и теми, кто вне ее, не проводится. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет нести за них ответ-
 [c.459]

Два человека спорят. Один из них утверждает Если все люди свободны и поставлены в изначально равные условия, каждый будет заботиться о себе. И все будут знать, что работают на себя. А если каждый будет работать на себя с полной выкладкой, все будут жить хорошо (индивидуализм).

Другой возражает Нельзя закрывать глаза на обездоленных людей. Многие не виноваты в том, что не могут найти себе работу и место под солнцем в нынешних условиях. Если мы будем помогать ближнему, всем будет лучше.

Важно, чтобы все жили хорошо, даже если это ограничит свободу и самореализацию для кого-то из новых русских (коллективизм).
 [c.39]

Между коллективизмом и индивидуализмом
 [c.104]

Показатель “индивидуализм – коллективизм” фигурирует также и в
 [c.105]

Раскройте специфические черты морального климата в организациях, где доминируют соответственно морально-психологические стереотипы коллективизма, индивидуализма, конформизма и гуманизма.
 [c.76]

Выбор той или иной формы мотивации определяется содержанием работы, принципами управления в данной организации, национальными традициями и корпоративной культурой.

Так, для предприятий США характерна мотивация по результатам, основанная на развитой системе разделения труда и традициях индивидуализма.

В Японии преобладает ранговая мотивация, соответствующая традициям коллективизма и взаимопомощи, горизонтальным связям между сотрудниками и широкому спектру выполняемых ими функций.
 [c.118]

Вторая переменная – индивидуализм. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и своих близких в семье, равно как несет за все свои действия полную ответственность.

Эта же переменная характеризуется как коллективизм (или низкая степень индивидуализма).

В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет
 [c.208]

Трудовой коллектив должен быть воплощением подлинного коллективизма, обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных и общественных экономических интересов. Им должен быть чужд мнимый, иллюзорный коллективизм, а также индивидуализм.
 [c.51]

Книгоиздатели не могут похвастаться чувством коллективизма. Они предпочитают действовать солидарно только в случае какой-либо опасности, такой как неконтролируемое ксерокопирование, сокращение ассигнований для библиотек, книгоиздательское пиратство и так далее.

Однако, и в этом случае привычка к индивидуализму, обуславливает разнообразие подходов со стороны отдельных издателей.

Когда британские издатели пытались объединить усилия в попытке прогнозировать удачные и неудачные года в плане торговли книгами, то эти исследования проводились в известной степени анонимно и позволили придти выводу о необходимости достижения следующих целей  [c.252]

Проблема корпоративной культуры имеет и национальный аспект, разработанный голландским ученым Г. Хефштеде. Он предложил четыре соответствующие характеристики культуры О.

1) индивидуализм и коллективизм 2) зона власти (уровни неравноправия в организациях) 3) устранение неопределенности (степень стремления избегать ситуаций, в которых люди чувствуют себя неуверенно) 4) мужественность и женственность.
 [c.182]

Кроме того, преобладание индивидуализма или коллективизма оказывает большое влияние на поведенческие реакции потребителей.

Равным образом социальная стратификация общества в известной степени соответствует сегментации рынков, а социальная мобильность-изменениям этой сегментации. В городских структурах такая стратификация имеет четко выраженную “географическую суперпозицию”.

Так, публика и наборы товаров по Авеню Клиши в Париже или по бульвару Решуар (знаменитые дешевые магазины “Тати”) резко отличаются от таковых на Елисей-ских полях.
 [c.17]

Данная характеристика определяется степенью интеграции общества, которая поддерживается его членами или взаимоотношениями между индивидами. Индивидуализм представляет собой систему свободных отношений в обществе, в котором предполагается, что индивиды заботятся о самих себе и своих семьях.

Коллективизм представляет собой систему взаимосвязанных отношений, в которой индивиды ожидают, что их родственники или другие члены группы будут заботиться о них в обмен на абсолютную преданность.

Определяющие особенности данной характеристики обусловливают особые общие требования к принятым теориям, которые ориентированы на управление, например, общая обоснованность экономических теорий, основанных на эгоизме, или психологических теорий, основанных на самореализации, потому что при коллективизме предпочтение отдается общей заинтересованности и общим целям.

В заключение Хоф-стед утверждает, что степень индивидуализма в стране связана с благосостоянием самой страны [19, с.80]. Богатые страны ориентированы в основном на индивидуализм, тогда как бедные — на коллективизм. Это и определяет явные различия в представлениях о социальных ценностях, существующих в разных странах.
 [c.599]

По параметрам дистанция власти и индивидуализм коллективизм было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия имеют тип культуры низкая дистанция власти/индивидуализм Испания, Франция, Италия, Бельгия — высокая дистанция власти/индивидуализм. В таких странах, как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает тип культуры высокая дистанция власти / коллективизм1.
 [c.39]

Источник: https://economy-ru.info/info/168545/

Арсенал Права
Добавить комментарий