Примеры нарушений прав детей в россии

Основные права детей и их нарушения в Российской Федерации

Примеры нарушений прав детей в россии

С самого рождения малыш учится оценивать себя и свою жизнь с точки зрения субъективных оценок взрослого человека, живущего рядом. Любое негативное проявление со стороны родителей вызывает у малыша страх разрыва социальных связей, и приводит к внутреннему конфликту «я — общество», закладывая ряд комплексов, а то и вовсе причиняя вред детской психике.

Зачастую негативные оценки сопровождаются физическим воздействием, в виде шлепков. Нарушение прав ребенка встречается гораздо чаще, чем может показаться. А необходимость восприятия маленького члена общества в качестве полноценной личности, зачастую игнорируется.

Исправить ситуацию и оградить маленьких граждан от посягательств призвано законодательство в сфере защиты семьи и детства.

Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.

В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:

  • на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
  • на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
  • на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
  • на выбор и исповедование религии;
  • на помощь и защиту государства;
  • на социальное обеспечение и здравоохранение;
  • на образование и отдых.

За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение.

Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление.

В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.

Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу

С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.

Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего.

Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства.

Какие права ребенка чаще нарушаются

Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье.

Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности.

Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях.

Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.

Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав.  Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно.

Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться. Страдает детское здоровье, наносится вред развитию ребенка. При этом его права на защиту от насилия, жестокого обращения и злоупотреблений со стороны близких лиц злостно нарушаются.

Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками.

В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера.

В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов. Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.

Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний в силу своего возраста, наивности и возрастных особенностей развития не в состоянии осознать степень нарушения своих прав. Зачастую, находясь в зависимом положении от нарушителя, ребенок оказывается в ситуации беспомощности, единственным выходом из которой является вмешательство государственных органов.

Примеры нарушения прав детей

Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.

Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.

Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.

Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.

Нарушение прав ребенка в школе

Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения.  В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.

Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.

Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.

Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.

Защита прав ребенка в России

Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:

  • Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
  • Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
  • Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.

Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.

Ответственность за нарушение прав детей

Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.

В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.

При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Забота о молодом поколении входит в обязанность любого правового государства. Вклад государства в защиту несовершеннолетних, в том числе путем, введения санкций за нарушения прав, проведения своевременной профилактической работы и законодательного закрепления ответственности является залогом здорового общества будущего.

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/ushhemlenie-prav-detej

Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности

Примеры нарушений прав детей в россии

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.

На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • локальные акты образовательных учреждений;
  • нормативные акты субъектов РФ.

Кроме того, каждый несовершеннолетний, являющийся гражданином РФ, защищается международным правом (например, 6 статьей Конвенции ООН о правах ребенка, под юрисдикцию которой подпадает Российская Федерация).

Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Права ребенка

Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:

  • индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
  • свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
  • свободы совести и вероисповедания;
  • защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
  • защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
  • получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
  • полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
  • права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

Права ребенка в семье

Ребенок имеет право:

  • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав – в госучреждениях;
  • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет – право на добровольную смену имени);
  • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  • открыто выражать свое мнение;
  • получать доход (стипендию, зарплату);
  • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.

В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

  • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  • физическое насилие и угрозы насилием;
  • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  • оставление без присмотра на длительный срок;
  • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
  • нецелевое расходование средств из материнского капитала – лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Примеры нарушений и защиты прав детей в России

Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Работники дошкольных учреждений нередко допускают следующие нарушения:

  • незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
  • психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
  • пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

В российских школах регистрируют случаи таких нарушений, как:

  • неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
  • принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
  • публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

Судебная практика

Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о праве маленького гражданина выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, а также иметь право быть заслушанным в ходе судебного либо административного разбирательства при условии достижения ребенком возраста десяти лет, за исключением случаев, противоречащим его интересам.

Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.

Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.

Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына – с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.

Куда обращаться?

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы.

Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации.

Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет – в суд.

Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  • сам ребенок;
  • родители или законные представители ;
  • родственники;
  • соседи и школьные учителя;
  • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

Ответственность

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

При наличии факта жестокого обращения предусматривается возможность не только лишения либо ограничения родительских прав, но и уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

Уголовная ответственность предусматривается для недобросовестного родителя в случае многократного неисполнения обязательств по выплате алиментов.

Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка.

Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/otvetstvennost.html

Нарушение прав ребенка в нормальных семьях

Примеры нарушений прав детей в россии

Результаты проведенного исследования убедительно показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаше всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Мы проанализировали юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92%) не воспринимается как нарушение его прав.

Только половина родителей (54%) считает, что, оставляя ребенка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Большинство родителей (85,7%) справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же, 74,3% допускают шлепок по попе, а 31% — даже использование ремня.

Исследование психологической грамотности родителей показало: 85,7% из них понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу.

Указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 20% опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

Некоторые считают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми — к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей справедливо видят в психологической травме. Родители демонстрируют информированность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства.

Но, к сожалению, было установлено и то, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях.

Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.

Мы предложили родителям самим проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия.

74% опрошенных указали конкретные ситуации и факты негативного поведения ребенка, когда они не могут действовать по-другому: ребенок не слушается, капризничает, нарушает нормы поведения, проявляет упрямство, делает назло, осознанно поступает неправильно, игнорирует несколько раз сделанное замечание; ребенок перевозбужден, и ничто не может его успокоить; 40% родителей в качестве причины указали свойства характера взрослого (я нетерпелива, нервы у взрослых не выдерживают, кончаются аргументы и терпение, взрослые пытаются выместить свою беспомощность на ребенке, хочется, чтобы тебя слушались). А вот 14% родителей не знают других способов воздействия на ребенка (нет возможности избежать наказания; нет терпения или времени объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя; нет понимания; по-другому никак нельзя повлиять на ребенка).

Таким образом, большинство родителей на вопрос о причинах наказания ответили описанием ситуаций, в которых это наказание чаще всего происходит.

Очевидно, что именно в этих ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его.

При этом около одной трети взрослых склонны видеть причину не в ребенке, а в собственной педагогической беспомощности и называют типичные ситуации, когда им приходится прибегать к телесным наказаниям.

Эти данные позволяют определить «болевые точки» в семейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность в этом вопросе.

Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.

Почему же родители прибегают к названным выше мерам воздействия?

Думаем, так происходит потому, что:

— с ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого опыта, но можем помочь его переосмыслить);

— родители не знают альтернативных методов воздействия;

— не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.

Методы субъектного отношения — доброжелательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды, — именно эти формы регулирования поведения детей можно рекомендовать родителям.

Группу риска составляют семьи, склонные к проявлению объектного отношения к ребенку. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение ею только роли хозяйки дома.

Выявлено, что в семьях, где матери не работают, больше вероятности нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских проблем помогает обнаружить такие семьи.

С ними нужно проводить превентивную разъяснительную работу или более детально исследовать принятые в них способы поощрения и наказания детей.

Частота использования наказаний обычно связана с тем, что сами родители считают агрессивное поведение нормальным, приоритетным.

Воспитание ребенка в данном случае — лишь частная сфера, в которой агрессия реализуется.

Она является не столько реакцией на ту или иную травмирующую ситуацию, проблему, с которой они (родители) не могут справиться, сколько представляет собой исключительно привычный способ поведения.

Агрессивные родители (т. е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению вцелом.

Приведенные выше данные позволяют выделить те ситуации, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу, повышающую родительскую компетентность.

Источник: https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page1873891.htm

Защита прав ребенка в Российской Федерации: положения законодательства и реальные примеры из жизни

Примеры нарушений прав детей в россии

Как только малыш появляется на свет, он сразу становится полноценным членом общества со своими правами и интересами. Каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов. Российское законодательство, а именно Гражданский (ГК) и Семейный кодексы (СК), являются гарантами этой защиты.

Помимо государства защищать законные права своего ребенка должны, в первую очередь, его родители, так как пока ему не исполнится 18 лет, он относится к категории «дети». В СК прописаны все права, которые принадлежат каждому ребенку. Их необходимо соблюдать вне зависимости от того, в каких условиях живет и как воспитывается малыш.

Права и свободы ребенка в России, которые должны защищаться государством

Права ребенка вступают в законную силу сразу же после его рождения. Таким образом каждый маленький гражданин имеет право:

  1. На воспитание и проживание в семье (статья 54 СК Российской Федерации).
  2. На собственное имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
  3. На любовь и опеку своих родителей, а также на общение с ними, если они живут не рядом (ст. 55 СК РФ).
  4. На общение с людьми, состоящими с ним в кровном родстве.
  5. На получение воспитания в дружелюбной обстановке, где царит взаимопонимание и соблюдаются интересы каждого (статья 56 СК).
  6. На бесплатное получение начального (базового) образования.
  7. На защиту своих прав.
  8. На имущество (статья 60 СК).
  9. На выражение личного мнения (статья 57 СК РФ).
  10. На помощь врачей и ее приоритетное получение в случае экстренной ситуации.
  11. На смену фамилии, имени, отчества.
  12. На специальный режим и особое обучение в случае психической, физической или социальной неполноценности.
  13. На защиту от принудительного труда, который может навредить его здоровью, умственному развитию, жизни.
  14. На достойный жизненный уровень.
  15. На защиту от насилия в любых его формах.
  16. На доступность всех видов информации.
  17. На личное пространство и защиту от вмешательства в него со стороны других людей.

Защита прав и интересов ребенка в Российской Федерации

Детство является важным этапом в жизни каждого гражданина, поэтому государство признает его значимость. Именно в детстве человека нужно готовить к полноценной общественной жизни, развивать у него творческую активность, воспитывать нравственность, гражданственность и чувство патриотизма.

Чтобы детство у каждого ребенка было счастливым и светлым, государство создало специальный механизм, защищающий права и свободы несовершеннолетних. Функционирование данного механизма во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляют свою деятельность субъекты, защищающие права ребенка (см. также: перечень прав ребенка в России).

Их деятельность, которую далее рассмотрим более подробно, должна быть направлена на защиту детей от таких угроз:

  • покушение на честь и достоинство;
  • противоправная эксплуатация, насилие во всех его проявлениях, нечеловеческое отношение и т. д.;
  • совращение и рабство сексуального характера;
  • унижение и жестокость;
  • принудительная работа, из-за которой может пострадать физическое состояние и развитие ребенка;
  • приучение к спиртному, наркотическим и другим галлюциногенным веществам.

Законодательные акты

К правовым актам РФ, которые стоят на защите законных прав и интересов несовершеннолетних, относятся следующие:

  • Конституция Российской Федерации принятая и подписанная в 1993 году;
  • Трудовой, Гражданский и Семейный кодексы;
  • Жилищный кодекс, одобренный и подписанный 29 декабря 2004;
  • ФЗ «О дополнительных гарантиях и соцподдержке детей, лишившихся родительской опеки, и детей-сирот»;
  • Федеральный закон РФ «Об основах профилактической беспризорности и правонарушений детей»;
  • ФЗ Российской Федерации «Об опеке и попечительстве»;
  • Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ»;
  • ФЗ России «Об основных гарантиях прав детей»;
  • Закон «Об образовании»;
  • ФЗ «О личных данных»;
  • законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, наносящей ущерб их развитию и здоровью»;
  • закон о соцзащите инвалидов России.

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

В России законные права и интересы каждого ребенка защищаются органами опеки и правоохранительными органами. Последние представлены органами внутренних дел и прокуратурой. Какими способами каждый из них осуществляет защиту детских прав?

Прокурор, чтобы защитить детские интересы, использует следующие методы:

  • предъявляет иск о лишении родителей их прав на ребенка, ограничении этих прав, отмене усыновления;
  • подает в органы опеки или суд заявление, в котором излагает требование восстановить ранее нарушенные права несовершеннолетнего;
  • является прямым участником судебных процессов, где рассматриваются дела, касающиеся защиты детских прав;
  • предостерегает о том, что нарушать права ребенка недопустимо, выносит представление с требованием устранить имеющееся нарушение;
  • оспаривает акты административных органов, касающиеся защиты прав несовершеннолетних.

Для защиты детей и их прав сотрудники органов внутренних дел:

  • принимают участие в вынужденном изъятии ребенка у родителей (опекунов), помогают найти тех, кто не желает исполнять постановление суда относительно воспитания своих отпрысков;
  • проводят индивидуальные профилактические беседы с семьями и опекунами, которые не исполняют свой родительский долг, касающийся общего образования несовершеннолетнего, а также его обеспечения едой, водой, одеждой, жильем и т. д.;
  • принимают непосредственное участие в раскрытии фактов посягательств на права ребенка.

Органы опеки и попечительства выполняют следующее:

  • проводят работы по выявлению несовершеннолетних, оставшихся без опеки матери и отца;
  • ведут учет детей, оставшихся без родительского попечения, и способствуют дальнейшему их устройству;
  • контролируют условия, в которых эти дети содержатся, воспитываются и учатся;
  • подают иск с требованием лишить или ограничить родителей в правах на ребенка;
  • принимают на себя роль ответчика во время рассмотрения дел, касающихся восстановления родительских прав или отмены их ограничения;
  • выносят решение в делах по усыновлению или его отменой;
  • являются участниками процесса воплощения в жизнь судебных решений по делам, касающимся воспитания несовершеннолетних.

Общественные организации

Основной организацией, занимающейся защитой прав детей, является Ассоциация уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ (подробнее в статье: все о деятельности уполномоченного по правам ребенка в РФ).

Какие же основные задачи выполняет детский омбудсмен? Итак, он:

  • следит за тем, чтобы права детей не нарушались, если же такое все-таки случилось, содействует их восстановлению;
  • ведет целенаправленную деятельность (просвещение, обучение, консультации) по распространению правовых знаний в области защиты прав несовершеннолетних;
  • проводит подготовку и направление рекомендательных материалов, касающихся улучшения работы тех или иных органов относительно соблюдения прав детей;
  • привлекает специалистов, которые проводят аналитическую работу в сфере защиты детских прав.

Ответственность за нарушение прав и интересов детей

Любой человек, нарушивший права ребенка, должен знать, что его действия противозаконны, а значит, наказуемы. Его ожидает административная, дисциплинарная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность. Отцов, матерей и опекунов, которые уделяют мало внимания обучению и воспитанию детей, могут лишить родительских прав. Поводом для этого также может стать:

  • уклонение от выплат денег на содержание малолетнего гражданина;
  • злоупотребление правами родителя;
  • проявление жестокости по отношению к детям;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, медицинского или учебного заведения;
  • зависимость от спиртного и наркотиков;
  • преступные действия против ребенка или другого родителя.

Первое нарушение прав и интересов несовершеннолетнего грозит взрослому предупреждением и административным взысканием, размер которого может варьироваться от 100 до 500 рублей.

Если родители (опекуны) не дают ребенку общаться с родственниками, насильно прячут от них, скрывая его местонахождение, то в этом случае им грозит штраф в размере 2000–3000 рублей.

Повторное нарушение права ребенка на общение и свободу влечет за собой увеличение взыскания до 5000 рублей. В качестве наказания нарушителя могут арестовать на 5 суток.

В случае жестокого обращения с несовершеннолетним родителям (опекунам) придется заплатить штраф, размер которого может достигать 100 тысяч рублей или суммы, равной годовому заработку нарушителя. Также за подобное нарушение прав ребенка родителям могут быть назначены обязательные работы в объеме 440 часов или два года исправительных работ.

Родителям (попечителям), впутавшим отпрыска в преступную деятельность, грозит уголовное наказание – лишение свободы сроком до 6 лет. Если при этом ребенок подвергался насилию и угрозам, то срок может достигать 7 лет заключения.

Те родители или опекуны, которые заставляют ребенка бродяжничать, попрошайничать, употреблять спиртные напитки или наркотические вещества, также понесут уголовное наказание. За подобное преступление их ждет срок от двух до четырех лет лишения свободы.

Реальные примеры из жизни

Довольно часто взрослые, наказывая детей, даже не задумываются о том, что нарушают таким образом их права. Причиной наказания может стать несущественная провинность (разговоры на уроке, разбитая ваза и т. д.), за которую ребенок выслушивает оскорбления, терпит унижения и физическое насилие.

Большинство взрослых считают, что такой метод воспитания очень эффективен и не имеет отношения к нарушению прав ребенка. В действительности же это яркий пример насилия над несовершеннолетним. Подобное «воспитание» заставляет ребенка сильно переживать по поводу случившегося, угнетая таким образом его психику. Кратко рассмотрим несколько примеров нарушения прав ребенка.

Каждый нормальный ребенок любит бегать, прыгать, скакать, переворачивать все вверх дном, и это нормально.

Некоторые взрослые не хотят принимать такое поведение малыша и начинают его «воспитывать», лишая свободы (скажем, учитель запирает в классе за непослушание), еды, воды (родители или опекуны за любую провинность) и т. д.

Подобную тактику воспитания они считают нормальной, не видя в ней ни малейшего намека на нарушение прав ребенка.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: нарушения прав ребенка: примеры из судебной практики

Рассмотрим следующую ситуацию. Родитель (опекун) привел несовершеннолетнего к врачу, но из-за того, что он не имеет полиса, ему отказали в приеме. В данном случае было нарушено право малыша на медицинскую помощь.

В школе достаточно часто используют такую меру наказания за прогулы, как уборка школьных территорий и классов. Такого не должно быть, ведь это незаконное использование детского труда, то есть эксплуатация ребенка, за которую предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Допустим, ребенок достиг 10-летнего возраста, но так и не начал ходить в школу. Помимо этого он живет в условиях, которые трудно назвать благоприятными. В данной ситуации четко просматривается нарушение права несовершеннолетнего на образование.

Каждый взрослый должен понимать, что любое физическое насилие над ребенком может стать причиной проблем с его здоровьем. Насилие психологического характера может снизить у несовершеннолетнего самооценку и привести к замкнутости и неуверенности в себе.

Источник: https://sempravorf.ru/deti/zashchita-prav-rebenka.html

Вопиющие нарушения прав детей в детсадах России в 2016 году

Примеры нарушений прав детей в россии

В Бердске тоже родители жалуются на поборы в детсадах

Генеральная прокуратура подвела итоги надзора за соблюдением законов в сфере дошкольного образования с начала 2015-го и до середины 2016 года. «Газета.Ru» отобрала наиболее яркие случаи нарушения прав детей и родителей, в которых последние вышли победителями.

Как сообщили «Газете.Ru»  в Генеральной прокуратуре, за период с начала 2015-го и до середины 2016 года прокуроры выявили более 289 тыс. нарушений прав несовершеннолетних на образование.

Речь идет в первую очередь о незаконных действиях чиновников в отношении детей и их родителей, у которых возникли трудности с посещением детских садов.

https://www.youtube.com/watch?v=GQe1IIajhv0

Как показывает практика, в большинстве случаев прокуратура, вмешавшись, помогла родителям отстоять свои права, а заодно добилась наказания для виновных должностных лиц.

Так, согласно данным статистики, в суды за это время было предъявлено более 23 тыс. исков, внесено более 45 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 48,9 тыс. лиц, к административной — 3,8 тыс. лиц, предостережено 7,9 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона, а также возбуждено 124 уголовных дела.

«Газета.Ru» отобрала наиболее яркие эпизоды столкновения родителей и детей с беззаконием в детских садах, многие из которых могут оказаться знакомы тем из читателей, кто сталкивался с системой российского дошкольного образования.

«Добровольные» пожертвования

Прокурорами в республиках Башкортостан, Дагестан, Тыва, Хакасия, Вологодской, Кемеровской, Ярославской областях установлены нарушения образовательными организациями принципа бесплатности образования, предусмотренного ст. 5 закона №273-ФЗ.

Так, например, кызылским межрайонным прокурором Республики Тыва выявлено, что при устройстве детей в детский сад «Хензигбей» села Ээрбек Кызылского района родителями вносились так называемые добровольные пожертвования в размере 10 тыс. руб.

По данному факту председателю администрации района внесено представление, денежные средства возвращены родителям, к заведующему детским садом применено дисциплинарное взыскание.

Для вас нет мест

В Волгоградской, Воронежской областях, городе Севастополе прокурорами выявлялись нарушения при приеме детей в дошкольные образовательные организации. Так, в Воронежской области отказано в приеме на обучение в МКДОУ «Нижнемамоновский детский сад №3» малолетнего, 2009 года рождения, в связи с отсутствием свободных мест.

Однако в ходе проверки прокурором Верхнемамонского района области установлено наличие мест. По данному факту прокурором района внесено представление, ребенок принят в детский сад.

Плата за присмотр и уход

Практически во всех субъектах Российской Федерации прокурорами выявлялись нарушения ст. 65 закона №273-ФЗ, связанные с взиманием с родителей обучающихся платы за присмотр и уход в детских садах.

Прокурорскими проверками вскрыты случаи незаконного увеличения перечня затрат, включаемых в размер родительской платы.

Ачинским межрайонным прокурором Красноярского края в суд направлено 171 заявление о взыскании с управлений образованием администрации города Ачинска и Ачинского района задолженности по начисленной, но не выплаченной компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми. Из указанного количества дел производством прекращены 55 в связи с добровольным исполнением, 116 заявлений прокурора судом удовлетворено и фактически исполнено.

Прокуратурой Городищенского района Пензенской области выявлен факт отказа заведующим МБДОУ детским садом №4 ребенку в посещении образовательной организации из-за невнесения платы за присмотр и уход за ним.

По результатам проверки прокурором района внесено представление начальнику отдела образования Городищенского района, по результатам рассмотрения которого два лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Незаконное отчисление из детского садика

К примеру, сообщают в прокуратуре, в Удмуртской Республике, Красноярском крае, Вологодской, Омской, Пензенской областях в нарушение ст. 61 закона №273-ФЗ имели место случаи необоснованного отчисления из дошкольных образовательных организаций.

Прокурором Емельяновского района Красноярского края установлено, что из МБДОУ «Шуваевский детский сад «Звездочка» был отчислен малолетний воспитанник по причине длительного непосещения им образовательной организации, в связи с чем на незаконный приказ об отчислении подан протест, право ребенка на получение дошкольного образования восстановлено.

По представлению прокурора Центрального округа города Омска Омской области восстановлены права несовершеннолетней, незаконно отчисленной из БДОУ города Омска «Детский сад №279 общеразвивающего вида» в связи с увольнением ее матери, работающей в данной образовательной организации.

Прокуратурой Вытегорского района Вологодской области при проверке законности отчисления ребенка-инвалида из дошкольной группы Алмозерской основной общеобразовательной школы установлено, что по результатам медико-социальной экспертизы несовершеннолетняя, шестилетняя девочка, признана ребенком-инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации рекомендованы мероприятия психолого-педагогической реабилитации в дошкольном специализированном (коррекционном) образовательном учреждении.

Однако приказом директора указанной школы малолетняя была отчислена из дошкольной группы школы на основании заявления матери, написанного вследствие введения в заблуждение администрацией школы о невозможности обучения ее дочери-инвалида в данной дошкольной группе.

По результатам проверки прокуратурой района в связи с нарушениями ст. 79 закона №273-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 24.11.

1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» начальнику управления образования Вытегорского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, девочка восстановлена в дошкольной группе.

Вымогательство платы с сирот и инвалидов

Проверки свидетельствуют, что дошкольными организациями Республики Дагестан, Удмуртской Республики, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Омской, Оренбургской, Ростовской областей по-прежнему допускаются нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.

По факту взимания МКДОУ «Кумылженский детский сад общеразвивающего вида №1» Волгоградской области в нарушение ст. 65 закона №273-ФЗ родительской платы с опекунов

прокурором Кумылженского района в суд предъявлено два исковых заявления к администрации Кумылженского муниципального района о возврате денежных средств.

Решениями Кумылженского районного суда требования прокурора удовлетворены, денежные средства возвращены опекунам. Кроме того, по инициативе прокурора района заведующий образовательной организацией привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.

Нецелевое использование зданий детских садов

Прокурорами в Краснодарском крае, Волгоградской, Омской областях продолжена работа по возвращению зданий в систему дошкольного образования.

В Волгоградской области помещения МКДОУ «Кировский детский сад «Колокольчик» общей площадью 276,2 кв. м использовались Кировской амбулаторией ГБУЗ «Светлоярская ЦРБ», несмотря на то что очередь в указанный детский сад составляла 26 детей.

Прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области в Светлоярский районный суд предъявлено исковое заявление об обязании больницы освободить занимаемые помещения и обязании администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области привести освобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических правил.

Решением Светлоярского районного суда иск прокурора удовлетворен, названные помещения освобождены для использования дошкольной образовательной организацией.

Работа детского сада без лицензии

В республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Чеченской, Чувашской республиках, Алтайском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Ставропольском, Хабаровском краях, Волгоградской, Курской, Ростовской, Тульской областях, Еврейской автономной области в нарушение ст. 91 закона №273-ФЗ имели место факты осуществления образовательной деятельности при отсутствии лицензий.

Так, прокуратурой города Нальчика Кабардино-Балкарской Республики выявлен факт осуществления образовательной деятельности МКДОУ «Детский сад №32» Нальчика без соответствующей лицензии по причине отсутствия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, хозпостройки и здание.

Главе администрации Нальчика внесено представление, по результатам рассмотрения которого детским садом лицензия получена, шесть должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики вскрыт факт осуществления МБДОО «Детский сад №7 «Ручеек» образовательной деятельности без лицензии. В отношении заведующего детским садом возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.

20 Ко АП РФ, по результатам рассмотрения которого он привлечен к административной ответственности.

В Вурнарский районный суд прокурором направлено исковое заявление об обязании детского сада получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, заявленные требования прокурора удовлетворены, лицензия детским садом получена.

Халатность, которая привела к трагедии

В Чарышском районе Алтайского края в МКДОУ «Детский сад «Березка» вследствие ненадлежащего отношения к своим обязанностям воспитатель, не имеющая специального образования, допустила попадание мелких частей игрушки в дыхательные пути ребенка, в результате чего малолетний погиб.

По материалам проверки, проведенной прокурором района, вынесено постановление в порядке ст. 37 УПК РФ, в отношении воспитателя возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б», «в» ч. 2 ст.

238 УК РФ, судом вынесен обвинительный приговор.

По представлению, внесенному председателю комитета по образованию района, воспитатель уволена, заведующий детским садом уволен по собственному желанию до момента рассмотрения представления.

При проведении игры на улице 6-летний воспитанник детского сада №7 города Белая Холуница «Аленушка» Кировской области споткнулся и упал на торчащий из бетонной плиты кусок арматуры, получив при этом тупую травму живота, открытую рану брюшной полости.

По представлению прокурора района виновные в допущенных нарушениях закона лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в отношении заведующего детским садом по инициативе прокурора возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ, по результатам рассмотрения которого судом вынесен обвинительный приговор.

Источник: https://kurer-sreda.ru/2017/01/12/271148-vopiyushhie-narusheniya-prav-detej-v-detsad-rossii-v-2016-godu

Арсенал Права
Добавить комментарий