Сочинение с планом преступление и наказание

Сочинения по произведениям Достоевкого для школьников

Сочинение с планом преступление и наказание

просмотров: 47, комментариев: 0

Женские образы в творчестве Достоевского

План

1.Введение

2.Женские образы Настасьи Филипповны и Аглаи в романе “Идиот”

3.Образ Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание”

4.Алена Ивановна из романа “Преступление и наказание”

5.Итоги

Творчество Достоевского – кладезь русской культуры. Федор Михайлович гениальный писатель, который в своих произведениях затрагивает больные темы для общества.

просмотров: 70, комментариев: 0

Образ маленького человека в Преступлении и наказании

План

1. Маленький человек в произведениях писателей

2.Маленький человек, кто он?

а)Раскольников

Б)Мармеладов

в)Сестра и мать Раскольникова

3.Помощь Раскольникова

4.Заключение

Образ “маленького человека” был введен в русскую литературу Пушкиным (“Станционный смотритель”) и более тщательно разработан Гоголем (“Шинель”). В дальнейшем писатели неоднократно обращались к теме “маленьких людей”.

просмотров: 2454, комментариев: 0

Преступление и наказание сочинение-рассуждение

План

1. Введение

2.Теория Раскольникова

3.Образ Сони Мармеладовой

4.Заключение

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” по праву считается одним из самых значительных произведений отечественной и мировой литературы.

Писатель проявил себя в качестве тонкого психолога, разбирающегося в самых темных уголках человеческой души.

Трагедия Родиона Раскольникова затрагивает очень серьезную философскую проблему о безнаказанности и праве на преступление “великого человека”.

просмотров: 1981, комментариев: 0

Преступление и наказание анализ романа Достоевского

«Преступление и наказание» – один из самых известных романов Фёдора Достоевского. В основу романа легли как опыт Достоевского в революционной деятельности, так и его размышления о внутренних мотивах человеческих поступков, в том числе преступлений.

История создания. Из писем Достоевского известно, что идея подобного романа созревала у него много лет – по крайней мере со времени тюремного заключения.

В 1865 году он, наконец, приступил к написанию произведения, находясь в очень тяжёлых материальных условиях: ему постоянно не хватало денег даже на элементарное существование, тем более что он пристрастился к азартным играм.

Это состояние также повлияло на создание романа.

просмотров: 811, комментариев: 0

План

1.Петербург во второй половине 19-го века

2.Петербургское население

3.Зарождение теории Раскольникова

4.Идеологическая жизнь столицы

5.Место обитания героев Петербурга и внутренний мир героев

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” не менее интересен для изучения, чем образы главных и второстепенных героев произведения. Действие романа происходит в середине 60-х годов 19 века. В это время Петербург являлся столицей Российской Империи.

просмотров: 3008, комментариев: 0

План

1.Тема «двойничества» в романах Достоевского

2.Образ двойников Раскольникова в романе

а)Разумихин

б)Лужин

в)Свидригайлов

г)Соня Мармеладова

3.Значение двойников для понимания внутреннего мира героя

Тема «двойничества» в романах Достоевского Тема раздвоения личности всегда занимала особое место в мировой литературе. Ее истоки прослеживаются еще у представителей западного романтизма конца восемнадцатого века. В русской литературе тему двойничества активно развивали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Особая заслуга в раскрытии данной темы принадлежит Достоевскому.

просмотров: 7138, комментариев: 0

Теория Свидригайлова в романе Преступление и наказание Достоевского

План

1.Образ Свидригайлов

2.Суть теории Свидригайлова

3.Влияние теории на жизнь героя

4.Судьба Свидригайлова и крах теории

Одним из ключевых образов в романе Ф. М. Достоевского является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова, отставного офицера, уделяющего особое внимание сестре главного героя Дуни Раскольниковой. Многие литературоведы считают Аркадия Свидригайлова одним из двойников Родиона Раскольникова.

Свидригайлов, точно так же, как и Раскольников, создает собственную теорию, которая во многом напоминает идеи главного героя.

просмотров: 2322, комментариев: 0

Родион Раскольников и Соня Мармеладова сочинение по роману Достоевсого “Преступление и наказание”

План

1. Введение

2.Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова

а)теория Раскольникова

б)Соня спаситель

3.Итоги

“Преступление и наказание” – одно из самых значительных произведений в русской и мировой литературе. В нем Ф. М.

Достоевский проявил свои лучшие качества психолога, превосходно разбирающегося в самых глубоких тайниках человеческой души. Психологический портрет Р. Раскольникова выполнен им безупречно.

Читатель получает возможность на себе испытать все мучительные переживания “хладнокровного” убийцы.

просмотров: 6639, комментариев: 0

План

1. Введение

2. Суть теории

3. Причины крушения теории

4. Вывод

Уникальность романа “Преступление и наказание” в том, что Фёдор Михайлович Достоевский представил и испытал на прочность необычную теорию, которую рассказал устами своего героя Раскольникова. В данном сочинении будет рассмотрена сама теория и причины её провала.

По мнению главного героя романа “Преступление и наказание”, всё общество делиться на две неравные части: обычных, ничем непримечательных людей и выдающихся личностей.

Первые – это огромная живая масса, которой управляют вторые.

Обыкновенной части человечества просто необходимо в своих поступках опираться на какие-либо правила, а вторым не только можно, но и должно переступать через закон во имя светлого будущего.

просмотров: 11151, комментариев: 0

План

1. Система персонажей в романе “Преступление и наказание”

2. Описание внешности и характера Авдотьи Романовны

3. Описание Пульхерии Александровны

4. Описание внешности и характера Лизаветы Ивановны

5. Описание внешности и характера Алёны Ивановны

6. Описание внешности и характера Сони Мармеладовой

7. Вывод

Небольшое количество главных действующих лиц в романе “Преступление и наказание” позволяет Фёдору Михайловичу Достоевскому тщательно прорисовать каждого персонажа.

Источник: http://www.ote4estvo.ru/sochineniya-po-proizvedeniyam-dostoevkogo/

Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского

Сочинение с планом преступление и наказание

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Роман «Преступление и наказание» по своей форме — детектив, но задача его гораздо шире, чем разоблачение преступника. Достоевский пытается разгадать саму природу преступления, увидеть корень зла, из которого произрастает грех и проникает в самые темные глубины души, самые потаенные уголки сердца, сокровенные мысли главного героя — Родиона.

    Роман отличается глубочайшим психологизмом. Писатель ищет ответы на все жизненные вопросы в человеческой душе, ищет внутренние мотивы поступков.    Роман начинается не с убийства старухи, а кончается не признанием Раскольникова в полицейской конторе. Границы преступления и наказания простираются гораздо шире чисто внешних поступков героя.

Действие романа разворачивается, в первую очередь, в душе Раскольникова, который начинает вынашивать план убийства задолго до его осуществления. Обстановка нищеты, грязи, пьянства, разврата, беспомощности и унижения, которая окружает Родиона, отравляет его существование.

В его воспаленном, болезненном мозгу рождается чудовищная теория: в неподвижное болото жизни, где царит несправедливость и отчаяние, необходимо внести момент движения, свежую струю, которая сметет все ненужное, ничтожное, недостойное, мешающее жить тем, кто «право имеет». Тогда на земле настанет, наконец «всеобщее счастье», не будет ни голода, ни страданий.

Ради тех, кого любишь, нужно «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим».     Именно с этих, казалось бы, «светлых» мыслей и начинается преступление Раскольникова, его ложь самому себе.

А она оказывается для него капканом, откуда выбраться невозможно: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в него втягивать». Эта ложь удаляет Раскольникова от людей и от Бога.     В своей непомерной гордыне герой заходит слишком далеко, видя себя сверхчеловеком, вершителем человеческих судеб.

«Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил» — одно это признание перечеркивает все, что было им сказано о справедливости и счастье.

Если до убийства Раскольников еще не признается себе в том, что источник его теоретических построений кроется в эгоизме и самолюбии, то после преступления ненависть к людям становится настолько явной, что он этого не скрывает: «Я один хочу быть один, один, один».

    Родиону не нужен даже Бог: «Может, и Бога-то совсем нет?» Но, в то же время, он не может вынести одиночества и опустошения, в которые погружена его душа. Теперь, когда он доказал себе и другим, что он не «вошь», а «право имеет», он, как никогда раньше, ощущает себя «тварью дрожащею», «нечеловеком».

Герой оказывается в тупике и сам признается себе в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается…»     Но, видя всю лживость и несостоятельность своих взглядов, Раскольников все еще стоит на месте. Он окаменел в гордыне и лжи и не может сдвинуться ни на шаг.

Чтобы облегчить совесть, Раскольников создает видимость движения, снова идет на обман: он является с повинной, «кается» на площади и в суде, отправляется на каторгу. Но это мнимое раскаяние не решает его внутренних проблем, он по-прежнему остается отчужденным от людей и от Бога.     Можно заметить, что вера в «спасительность» его мировоззрения идет не по убывающей, а по нарастающей.

За час до явки в полицию Раскольников говорит Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, он все еще не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что промах, который со всяким мог случиться».

    Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старушонку убил, я себя убил». «Я есмь Воскресение и Жизнь», — читает ему Соня слова Христа. Но истинный смысл евангельского повествования о воскрешении Лазаря открывается Раскольникову лишь в тот момент, когда воскресает к новой жизни его собственная душа, когда он раскаивается и понимает, что вся его жизнь «была каким-то внешним, странным; как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, это была не его жизнь — ибо он теперь другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям и Богу.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Источник: http://www.litra.ru/composition/download/coid/00067001184864250927/

Сочинение с планом преступление и наказание

Сочинение с планом преступление и наказание
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб.

389
(звонок бесплатный)

В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны.

Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. С болью смотрит она на судьбу дочери.

Дорогие читатели! Наши статьи описывают типовые вопросы.

Если вы хотите получить ответ именно на Ваш вопрос, Вам нужна дополнительная информация или требуется решить именно Вашу проблему – ОБРАЩАЙТЕСЬ >>

Мы обязательно поможем.

Это быстро и бесплатно!

  • Мир “униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
  • ПРИМЕЧАНИЯ
  • “Преступление и наказание” сочинения
  • Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
  • Сочинение: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
  • Новейшие сочинения. Все темы 2012: 10-11 классы (З. С. Сидоренко, 2012)
  • Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (План-сочинение)

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”. РАЗБОР ПО НАПРАВЛЕНИЯМ.

Мир “униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

В пятом томе Собрания сочинений Ф.

В следующем году вышло отдельное издание романа, в котором было изменено деление на части и главы в журнальном варианте роман был разделен на три части, а не на шесть , несколько сокращены отдельные эпизоды и внесен ряд стилистических исправлений.

Замысел романа вынашивался Достоевским в течение многих лет. О том, что одна из центральных идей его сложилась уже к г. Как свидетельствуют письма Достоевского, в романе объединились два первоначально различных творческих плана.

Один из них возник летом, а другой осенью г. Собираясь за границу, Достоевский в начале июня г. Краевскому роман, который обещал представить в октябре.

Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств,.

Однако, как свидетельствуют записные тетради Достоевского, образ Раскольникова возник под его пером лишь в г. Через три месяца, в середине сентября г. Действие современное, в нынешнем году. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце.

Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести.

Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его.

Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтоб была ярче и осязательнее видна мысль.

Несколько случаев, бывших. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Но чем далее Достоевский работал над нею и обдумывал ее план, тем более разрастался, становился сложнее ее замысел.

После возвращения в Петербург, в конце ноября г. С этого времени общие очертания фабулы романа окончательно определились. Творческая работа писателя над романом отражена в трех дошедших до нас записных тетрадях.

Достоевский сперва, в начальные дни августа г.

На этой ступени действие начиналось, по-видимому, с момента убийства ростовщицы, а внимание автора было уделено в первую очередь психологии главного героя, его стремлению мысленно разобраться в происшедшем и в самом себе. Вот образец самой ранней редакции начало ее не сохранилось :. Этих листов у меня никогда не отыщут. Подоконная доска у меня приподымается, и этого никто не знает.

Она уже давно приподымалась, и я давно уже знал. В случае нужды ее можно приподнять и опять так положить, что если другой пошевелит, то и не подымет. Да и в голову не придет. Туда под подоконник я все и спрятал.

Я там два кирпича вынул Сейчас входила Настасья и мне щей принесла. Днем не успела. Тихонько от хозяйки. Я поужинал и сам снес ей тарелку. Настасья ничего не говорит со мной. Она тоже чем-то как будто недовольна.

Я остановился тогда на том, что, положив топор в дворницкую и дотащившись домой, повалился на постель и лежал в забытьи.

Должно быть, я так пролежал очень долго. Случаюсь, что я как будто и просыпался и в эти минуты замечал, что уже давно ночь, а встать мне не приходило в голову. Наконец, почти очнувшись совсем, я заметил, что стало уже светло.

Я лежал на моем диване навзничь, еще остолбенелый от сна и от забытья. Я сел на диване — и тут всё, всё припомнил! Вдруг, в один миг, все припомнил VII, 6—7.

Я всё запишу. Я для себя пишу, но пусть прочтут и другие, и все судьи мои, если хотят. Это исповедь. Ничего не утаю. Как это все началось — нечего говорить. Начну прямо с того, как всё это исполнилось.

Дней за пять до этого дня я ходил как сумасшедший. Никогда не скажу, что я был тогда и в самом деле сумасшедший, и не хочу себя этой ложью оправдывать. Не хочу, не хочу! Я был в полном уме.

Я говорю только, что ходил как сумасшедший, и это правда было.

Я всё по городу тогда ходил, так, слонялся, и до того доходило, что даже в забытье в какое-то впадал. Это, впрочем, могло быть отчасти и от голоду, потому что, уже целый месяц, право, не знаю, что ел. Хозяйка, видя, что я из университета вышел, не стала мне отпускать обеда. Так разве Настасья что от себя принесет.

Впрочем, что ж я! Даже не чувствовал. Всё, всё поглощалось моим проектом, чтоб привести его в исполнение. Я уже и не обдумывал его тогда, в последнее время, когда слонялся, потому что уже прежде всё было обдумано и всё порешил.

А меня только тянуло, даже как-то механически тянуло поскорее всё исполнить и порешить, чтоб уже как-нибудь да развязаться с этим.

А отказаться я не мог Я болен делался, и если б это продлилось еще долее, то с ума бы сошел, или всё на себя доказал, или По правде, во всю эту последнюю неделю хорошо и отчетливо помню только то, как встретился с Мармеладовым.

Впрочем, это, может быть, потому, что я давно уже ни с кем тогда не встречался и всё оставался один, так что встреча с каким бы то ни было человеком как бы заклеймилась во мне. Об Мармеладове же потому особенно запишу, что во всем моем деле эта встреча играет большую дальнейшую роль. Это ровно за четыре дня до девятого числа было. Остальная же вся неделя у меня, как в тумане, мелькает.

Иное припоминаю теперь с необыкновенною ясностию, а другое как будто во сне только видел. Про весь тот день, как Мармеладова встретил, совершенно ничего не помню.

В девять часов вечера — так я думаю — очутился я в C-м переулке подле распивочной.

В распивочные доселе я никогда не входил, и теперь вошел не по тому одному, что меня действительно мучила ужасная жажда и хотелось пива выпить, а потому, что вдруг, неизвестно почему, захотелось хоть с какими-нибудь людьми столкнуться.

Иначе я бы упал на улице, голова хотела треснуть, и хоть для меня тогда было неосторожно входить, но я уж не рассуждал и вошел.

Даже не помню и того отчетливо, как я подошел к застойке, снял свое серебряное крошечное колечко, из какого-то монастыря, от матери еще досталось, и как-то уговорился, что мне дадут за него бутылку пива.

Затем я сел, и, как выпил первый стакан, мысли мои тотчас, в одну минуту какую-нибудь, прояснели, и затем весь этот вечер, с этого первого стакана, я помню так, как будто он в памяти у меня отчеканился.

В распивочной было мало народу. Когда я вошел, вышла целая толпа, человек пять, с одной девкой и с гармонией. Остались потом один пьяный, который спал или дремал на лавке, товарищ его, толстый, в сибирке, который сидел хмельной, но немного, тоже за пивом, и Мармеладов, которого я до тех пор никогда не встречал.

Сидел он за полштофом и изредка отпивал из него, наливая в стаканчик и посматривая кругом, в каком-то как мне показалось, даже волнении. Потому во всё это время вошло человека два, три, не помню хорошо каких. Всё голь. А я сам был совершенно в лохмотьях.

Хозяин распивочной был в другой комнате, но часто входил в нашу, спускаясь к нам вниз по ступенькам. Он был в сапогах с красными отворотами, в сибирке и в страшно засаленном атласном черном жилете.

За застойкой стоял, кроме того, мальчик и был еще другой мальчик, который подавал, если что спрашивали.

Стояли крошеные огурцы, ржаные сухари и какая-то соленая рыба. Атмосфера была душная, да и погода тогда стояла знойная, жаркая, июльская, так что в распивочной было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что, мне кажется, с одного этого воздуха можно в десять минут было пьяным напиться.

Я невольно обратил внимание на Мармеладова, может быть именно потому, что и сам он обращал на меня внимание, и кажется, с самого начала ему хотелось ужасно заговорить, — и именно со мной, на тех же, которые были кроме нас в распивочной, он, видимо, с пренебрежением смотрел и даже чуть не свысока, считая себя принадлежащим к более высшему обществу. Это был человек лет сорока пяти, среднего роста, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых светились крошечные, как щелочки, но одушевленные глаза.

Взгляд его даже мое обратил внимание; а я ничем тогда, кроме одного, не мог особенно интересоваться. Но во взгляде этом светилась какая-то восторженность. Пожалуй, и смысл, и ум, и в то же время тотчас же как бы безумие, — не умею иначе выразиться.

ПРИМЕЧАНИЯ

Роман Достоевского поднимает множество вопросов нравственности, любви, преступления и его последствий для души человека. Прекрасный текст великого классика помогает разобраться не только в проблемах прошлого.

Сочинение можно написать, рассмотрев образ персонажа, его характер. В такой теме невозможно обойти стороной биографию героя, его семью. Интересно будет заглянуть в душу студента, погрязшего в нищенском существовании.

Музыка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная.

Петербург Достоевского. Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев.

Урок можно начать словами М. Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Образ маленького человека в Преступлении и наказании. Маленький человек в произведениях писателей. Маленький человек, кто он? Б Мармеладов. Помощь Раскольникова.

Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. Достоевского восходит к произведениям А.

Урок обеспечивает условия освоения правил написания сочинения, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности. У обучающихся возникает желание переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.

Учащиеся самостоятельно определяют границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивают, анализируют, работают в группах и парах. Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение у учащихся интереса к изучаемой информации, постановка собственных целей обучения.

Подумайте, какова тема нашего урока?

Новейшие сочинения. Все темы 2012: 10-11 классы (З. С. Сидоренко, 2012)

Департаменотом образования города Москвы. Отдых и оздоровление в экологически чистом регионе Беларуси для детей лет. Урок-подготовка к сочинению по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Литературная правка.

Сочинение на тему Развитие Родиона Раскольникова по Преступление В начале романа Достоевского «Преступление и наказание» герой убивает Если до того его план зрел в душевной лихорадке, то потом.

Сочинение по произведению Преступление и наказание Достоевский: Духовное Духовное Воскресение Родиона Раскольникова по роману Федора полный план задуманного произведения: Действие современное, в нынешнем году. Но в процессе диалога на эту тему у Раскольникова возникает.

Сочинение на тему Наказание Раскольникова по мотивам романа Преступление и наказание В чем преступление и наказание Родиона Раскольникова В романе Преступление и наказание писатель крупным планом.

Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило ее проверка и опровержение в романе Преступление и наказание План-конспект открытого урока на тему Я художник импрессионист

В пятом томе Собрания сочинений Ф.

В следующем году вышло отдельное издание романа, в котором было изменено деление на части и главы в журнальном варианте роман был разделен на три части, а не на шесть , несколько сокращены отдельные эпизоды и внесен ряд стилистических исправлений. Замысел романа вынашивался Достоевским в течение многих лет. О том, что одна из центральных идей его сложилась уже к г.

РМ Контрольное сочинение-рассуждение по роману Ф.

Время создания романа. Время создания романа Ф. Россия середины XIX в. Причины преступления Р. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. В чем проявляется гуманизм автора?

Анжелика Сосновская Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Тема урока : Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. Цель урока : формирование умений учащихся работать с выбранной темой : собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу и опорную лексику. Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Источник: https://professional-lawyer.ru/semeynoe-pravo/sochinenie-s-planom-prestuplenie-i-nakazanie.php

Идея Раскольникова и ее крушение

Сочинение с планом преступление и наказание

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман.

Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии.

Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей.

Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать.

Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику.

Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях.

Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей.

Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством.

Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «…людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово».

И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «…вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных.

Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет.

Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой.

Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь.

Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление.

С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что…

уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство.

Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой.

Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными.

Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни.

Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо.

Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания.

И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу.

Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека.

Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям.

Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние.

Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей.

Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

 Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

    Сочинения

 Перейти к оглавлению книги «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Источник: https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2438-ideya_raskolnikova_i_ee_krushenie.html

Урок-подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского

Сочинение с планом преступление и наказание

Урок-подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Литературная правка.

Строй Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, раздаточный материал-рекомендации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы попробуем составить макет вашего будущего сочинения.

Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание. В конце работы все части должны сложиться в целое.

II. Индуктор.

Предметом исследования в группах будет сочинение, скачанное из Интернета: «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Подвергнув текст литературной правке, вы предложите свой вариант написания составляющих частей сочинения.

Задания для групп:

1.Вступление.

Проанализируйте вступление к сочинению: объем, содержание, соответствие теме, вид. Какое вступление написали бы вы?

2.Основная часть.

Используются ли в сочинении аргументы из текста, цитаты? Достаточно ли их? Добавьте эпизоды, помогающие раскрыть тему сочинения.

3. Основная часть.

Проанализируйте выводы, сделанные в основной части, соответствуют ли они теме? Что можете добавить вы?

4.План.

Есть ли план к сочинению? Составьте примерный план.

I. …

II. …

1)

2)

3)

III. …

4.Заключение.

Проанализируйте заключение. Предложите примерный вариант своего.

Представители от каждой группы вытягивают задания и получают листы с рекомендациями.

Результат работы оформляется на листе ватмана по схеме: ДО – ПОСЛЕ.

III. Погружение в текст. Анализ, выводы

IV. Выступление групп.

V. Взаимооценивание.

Зеленый – отличная работа (трудно улучшить)

Желтый – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)

Красный – слабая работа (многое нужно улучшить)

ДЗ. Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, поработали над структурой, осталось написать. Итак, тема сочинения – «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Приложение к уроку.

Интернет – ресурсы.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление. Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Основная часть 1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания.

Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех.

Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания.

Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову.

Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека). 2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды».

«Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне.

На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» — с другой.

Материал – рекомендации.

Состав сочинения:

введение (В)

основная часть (ОЧ)

заключение (З)

1 – 1,5 стр.

4 – 5 стр.

1 – 1,5 стр.

В + З = 1/3Vсочинения

6 – 8 стр.

(3 – 4 листа)

Введение (вступление). Вступление – это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано “выпукло”, ярко. Для “надежности” можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы.

Начинать с излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), – категорически нельзя.

Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как “сначала Земля была огненным шаром”… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.

Вариантами начала вступления могут быть

– цитата из анализируемого текста;

– высказывание критика, суждение которого автор сочинения “с текстом в руках” решил подтвердить или опровергнуть;

– вопрос, требующий разрешения;

– рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

– наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение.

Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.

Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея.

В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов – составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е.

подпунктов основной части плана) может быть различной.

Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли “по нарастающей”.

Например, основная часть плана к теме “”Оружия любимейшего род” (сатира

В. Маяковского)” может выглядеть следующим образом:

Сатира В. Маяковского в борьбе:

– против мещанства (“О дряни”, “Маруся отравилась”);

– против бюрократизма (“Прозаседавшиеся”, “Бумажные ужасы”);

– против подхалимажа и сплетен (“Общее руководство для начинающих подхалимов”, “Подлиза”, “Сплетник”).

Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в “рабочей” экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени.

Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова “я думаю” или “мне кажется” (“Я думаю, что Л.

Толстой – великий русский писатель”) лучше заменить конструкциями типа “вероятно”, “думается, что”, “кажется”, “возможно”, “может быть” и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.

Заключение. Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения – в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.

Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти “чистые” виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.

Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части.

Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения “”В мой жестокий век восславил я свободу” (А. С.

Пушкин)” и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.

Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической.

Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.

Как начать сочинение.

Примеры

Плюсы и минусы

названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества

стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

«…Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости»

2. От «я»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

«Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции»

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

«…Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции»

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» – говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

«Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение»

Зачины «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личностной позиции, поэтому их можно объединить.

Источник: https://infourok.ru/urokpodgotovka-k-sochineniyu-po-romanu-fmdostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-literaturnaya-pravka-594940.html

Арсенал Права
Добавить комментарий