Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Реформирование системы социального обслуживания в россии

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Библиографическая ссылка на статью:
Атякшева М.А. Реформирование системы социального обслуживания в России // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/06/25074 (дата обращения: 26.03.2019).

Политические и экономические реформы в России конца XX – начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие – снижение уровня жизни большей части населения; резкая поляризация между богатыми и бедными; увеличение количества беженцев и вынужденных переселенцев; снижение рождаемости.

Поэтому появилась необходимость в повышении эффективности социальной защиты населения, реализуемая через систему социального обслуживания.

Это в свою очередь привело к  переосмыслению опыта социального обеспечения населения в советский период, сущность которого заключалась в политике государственного патернализма, ориентированного в основном на решение материальных проблем лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [10].

Очевидно, что социальная политика прошлых лет не отвечала потребностям общества, что на практике не позволяло в полной мере удовлетворить потребности граждан в социальных услугах. Поэтому закономерно возникла необходимость реформирования системы социального обслуживания населения.

В данной статье предпринимается попытка рассмотрения системы социального обслуживания  и анализа пути ее реформирования.

Изучая теоретические основы любого процесса, необходимо четко понимать его основные категории.

Системный анализ, заключающийся в изучении информации о важнейших сторонах и связях между элементами социального обслуживания, показывает, что в научных публикациях имеются различные определения социального обслуживания.

В «Словаре социальной работы», Р.

Баркера, под социальным обслуживанием понимается предоставление конкретных социальных услуг людям, зависящим от других людей (тем, кто не может позаботиться сам о себе), в целях удовлетворения их потребностей, обеспечивая им нормальное развитие [8].

Е.И. Холостова трактует социальное обслуживание, как совокупность мер, направленных на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам, с целью сохранения общественного здоровья, стабилизации жизнедеятельности, разрешения кризисных ситуаций, развития самообеспечения и взаимопомощи [9].

Г.С.

Максимова считает, что социальное обслуживание является социальным институтом, который включает нормы, правила, установки, регулирующие отношения в данной области, а также учреждения, имеющие полномочия и обладающие материальными ресурсами для предоставления помощи индивиду, удовлетворяя его потребности в социальных услугах, которые обеспечивают его жизнедеятельность и способствуют развитию внутренних сил [2].

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ), социальное обслуживание – деятельность по предоставлению социальных услуг населению [4].

Поэтому, необходимо отметить, что сущностным ядром деятельности системы социального обслуживания являются социальные услуги. Концепция социальных услуг состоит в предоставлении каждому клиенту возможностей личностного развития, а также в возможном изменении ценностей и жизненных ориентиров.

Мы полагаем, что социальное обслуживание необходимо рассматривать как систему, которая представляет совокупность норм, правил, установок, регулирующих отношения в этой системе, а также сеть учреждений, обладающих межведомственной взаимосвязью, определенным порядком взаимодействия органов социального обслуживания, наделенных полномочиями,  владеющими материальными средствами для оказания помощи конкретному человеку, удовлетворения его потребностей в социальных услугах, обеспечивающих его жизнедеятельность и развитие внутренних ресурсов.

Исследование темы затрудняется тем, что в российской науке в широкий оборот еще не вошло определение такого термина, как «реформирование системы социального обслуживания», и нет единой трактовки его сущности.

Глагол «реформировать» указывает на предписанные или планируемые попытки устранения обнаруженной проблемы, на усовершенствование посредством реформ. Поэтому термин «реформирование», мы будем трактовать через глагол «реформировать». Т. И.

Грицкевич справедливо говорит о том, что на данный момент в справочниках и научных трудах наблюдается дефицит его определений [1]. Продолжая эту мысль, мы отмечаем, что и трактование понятия «реформа» содержится не во многих научных источниках.

Классическое определение реформы заключается в преобразовании, изменении, переустройстве какой-либо структуры, не разрушающее фундамента существующей социальной структуры.

Термин «реформирование» нам удалось обнаружить только в одном источнике справочной литературы, и то это больше отсылка, чем определение: «реформирование – процесс действия по значению несовершенного глагола «реформировать» [6].

На наш взгляд, реформирование в системе социального обслуживания – это способ усовершенствования сферы социального обслуживания или отдельных ее элементов без изменения сущности этой сферы, используемый государственной властью, в целях преодоления трудной жизненной ситуации получателей социальных услуг. Иными словами, реформы являются своеобразным двигателем развития системы социального обслуживания, а реформирование – государственным механизмом, управляющий этим двигателем в масштабе всей системы.

Рассмотрим более подробно опыт реформирования системы социального обслуживания в России.

За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Одна из основных целей реформирования системы социального обслуживания – это превращение гражданина из пассивного потребителя услуг в активного преобразователя, несущего персональную ответственность за свою судьбу [3].

Важной вехой в реформировании системы социального обслуживание стало принятие в 2013 г. Федерального закона № 442-ФЗ. Новый федеральный закон серьезно меняет систему социального обслуживания [4].

Представляется важным обратиться к основным новациям закона. Среди основных изменений стоит отметить появление термина «получатель социальных услуг», сменившего термин «клиент социальной службы». Получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга [4].

Также в новом законе появляется понятие «поставщик социальных услуг», трактуемое как «юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание» [4]. Фактически социальные услуги оказывались частными предпринимателями и ранее, однако четкое закрепление этого на законодательном уровне произошло впервые.

В субъектах Российской Федерации сформированы регистры получателей социальных услуг и реестр поставщиков социальных услуг, подлежащий опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [4].

Следует отметить, что Федеральный закон № 442-ФЗ не содержит понятия «трудная жизненная ситуация». Согласно ст. 15, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии определенных обстоятельств.

Вводится понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», которое включает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [8].

Также в законе появляется понятие «социальное сопровождение» – содействие в предоставлении педагогической, юридической, медицинской, психологической социальной помощи, которые не относятся к социальным услугам. Социальное сопровождение основывается на межведомственном взаимодействии соответствующих организаций и фиксируется в индивидуальной программе предоставления социальных услуг [9].

Новый закон поспособствовал изменению подхода к перечню предоставляемых социальных услуг. До вступления в силу нового закона граждане получали консультативную и материальную помощь, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, временный приют, реабилитационные услуги, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания.

После принятия нового закона граждане могут рассчитывать на получение следующих социальных услуг: социально-правовых; социально-бытовых; социально-медицинских; социально-трудовых; социально педагогических; социально-психологических; срочных социальных услуг; услуг, повышающих коммуникативный потенциал получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности [3].

С принятием нового закона бесплатно получить социальные услуги могут: лица, не достигшие совершеннолетнего возраста; граждане, которые пострадали во время вооруженных межнациональных/межэтнических конфликтов, чрезвычайных ситуаций и граждане, доход которых не превышает полуторной величины суммы прожиточного минимума, установленной регионом для бесплатного предоставления социальной услуги [3].

Предоставление социальных услуг, согласно ст. 17 осуществляется на основании договора, заключаемого между гражданином либо его законным представителем и поставщиком социальных услуг, в основе которого индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Индивидуальная программа составляется, основываясь на потребностях гражданина в социальных услугах, пересматривается не реже чем раз в три года, в зависимости от изменения этой потребности. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя обладает рекомендательным характером, для поставщика социальных услуг – обязательным характером.

Индивидуальная программа включает сведения, указывающие на форму социального обслуживания, периодичность, виды, условия, объем, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению [4].

Реализуемая реформа законодательства в сфере социального обслуживания обеспечивает право каждому принимать участие в формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также быть самостоятельным в выборе набора услуг и поставщиков этих услуг.

Таким образом, федеральный закон № 442 – ФЗ определяет основной принцип социального обслуживания, заключающейся в смене категориального подхода в предоставлении услуг (то есть всем «льготным» категориям граждан) на адресное предоставление услуг (то есть социальные услуги предоставляются, если гражданин имеет обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности).

Подводя итог, можно констатировать, что реформирование социального обслуживания направлено на мотивирование граждан на самостоятельное преодоление жизненных трудностей, адресный подход, а также на повышение количества и разнообразия предоставляемых гражданам услуг.

Библиографический список

  1. Грицкевич, Т. И. Реформационный процесс как субъект – объектное взаимодействие / Т. И. Грицкевич. – М.:  Изд-во  «Дашков  и  К», 2012. – 12 с.
  2. Максимова, М.Н. Ресурсы социального обслуживания / М.Н. Максимова // Вестник Казанского Государственного технического университета. – 2010. – № 1. – С. 104-106.
  3. Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения / И.В. Малофеев. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2012. – 176 с.

Источник: http://human.snauka.ru/2018/06/25074

Обзор правоприменительной практики за 2018 год

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Обзор

правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социальной защиты населения, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре,

за 2018 год

Департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в отношении юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги на территории Югры и состоящих в Реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целью регионального государственного контроля (надзора) является проверка соблюдения обеспечения поставщиками социальных услуг, а также доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры осуществляющими деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и состоящими в реестре поставщиков социальных услуг (далее – поставщики социальных услуг), требований, установленных законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере социального обслуживания и доступной среды, в том числе стандартом социальной услуги и доступной среды.

По состоянию на 31 декабря 2018 года в реестре поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состояло 229 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (из них 52 государственных поставщика социальных услуг, 177 социально ориентированных некоммерческих организаций).

Планом проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг на 2018 год предусмотрено проведение проверочных мероприятий в отношении 8 поставщиков социальных услуг.

На 31 декабря 2018 года план выполнен в полном объеме.

В результате проведенных контрольных мероприятий в учреждениях, подведомственных Департаменту, выявлено 39 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и автономного округа, по которым в адрес поставщиков социальных услуг направлено 8 предписаний с требованием об устранении нарушений.

Количество выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом  (20 нарушений) увеличилось в 1,9 раза.

Рост количества выявленных нарушений обусловлен изменением законодательства Российской Федерации и добавлением функции контроля-надзора в области доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.

Часто встречающимися в 2018 году явились нарушения в части оформления документации, при организации социального обслуживания (66,7%) и в области доступности маломобильных групп населения к объектам поставщиков социальных услуг (33,3%).

За 12 месяцев 2018 года в адрес Департамента представлений органов прокуратуры, обращений граждан по вопросам надзорной деятельности не поступало, заявления в суды о нарушении прав и законных интересов субъектов надзора в сфере социального обслуживания не подавались.

Анализ допущенных нарушений обязательных требований показал, что наиболее часто встречающимися в 2018 году явились следующие нарушения:

заявления не соответствуют утвержденной форме (приказ Минтруда России от 28 марта 2014 года № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг», п. 16 приложения к постановлению Правительства автономного округа от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в автономном округе»);

кроме этого отмечены случаи, когда поставщиками социальных услуг в одностороннем порядке определены социальные услуги и включены в договор о предоставлении социальных услуг.

Следует отметить, что для поставщика социальных услуг индивидуальная программа носит обязательный характер, и ее несоблюдение поставщиком социальных услуг приравнивается к неисполнению договора о предоставлении социальных услуг (пп.2 п.1 ст.12, ст.

17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года  № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п. 13, 22 приложения к постановлению Правительства автономного округа от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в автономном округе»);

договоры о предоставлении социальных услуг, приказы о зачислении на социальное обслуживание заключаются с нарушением сроков (более 1 суток) (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пункта 17, 22 приложения к постановлению Правительства автономного округа – Югры от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»);

поставщиком социальных услуг не полностью обеспечены условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (не соответствует предъявляемым требованиям: поручни, пандусы, доступные входные группы, лестничные марши, санитарно-гигиенические помещения, а также отсутствуют подъемные платформы (отсутствуют переносные пандусы, мобильные подъемники);

поставщиком услуг не обеспечено дублирование текстовых сообщений ыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации (коридоры (холлы) учреждения: не оборудованы речевыми информаторами и маяками; отсутствуют экраны, текстовые табло для дублирования звуковой информации; отсутствуют аудивизуальные информационно-справочные системы, тактильные схемы).

Данные факты указывают на нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», части 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пункта 13 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

неправильный расчет размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг.

Расчет производится без соблюдения Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, а именно: не учитываются расчетный период, совместно проживающие члены семьи, доходы, полученные в денежной форме (постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»);

взимание ежемесячной платы осуществляется без учета фактически оказанных услуг. Например, гражданину оказано 4 услуги, а оплата взимается за 1 услугу, т. е. подсчёт услуг производится неточно.

В 2018 году в соответствии со ст. 8.

3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях профилактики и соблюдения обязательных требований по информационной открытости поставщика социальных услуг Депсоцразвития Югры организованы мероприятия в отношении 17 поставщиков социальных услуг по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, из них 8 негосударственные поставщики социальных услуг.

По результатам контрольных мероприятий 11 поставщикам социальных услуг (из них 7 негосударственные поставщики социальных услуг), в соответствии с требованием статьи 8.

2 Федерального закона от   26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направлены предостережения об устранении выявленных нарушений требований статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 886н «О порядке размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)» и Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 1239.

Наиболее часто встречающимися нарушениями в 2018 году в части информационной открытости явились – отсутствие информации на сайтах поставщиков социального обслуживания:

об объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств бюджетных ассигнований и за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических лиц;  

электронный образец документа (лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации);

правила внутреннего трудового распорядка;

о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;

о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образца плана финансово-хозяйственной деятельности);

отсутствует требуемая информация в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, кроме учредительных документов (негосударственные поставщики социальных услуг).

Следует отметить, что к государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг предъявляются единые требования.

В целях создания функциональной информационной среды по контрольно-надзорной деятельности, а также для повышения информированности поставщиков социальных услуг на официальном сайте Депсоцразвития Югры (http://www.depsr.admhmao.ru) функционирует раздел «Региональный государственный контроль (надзор)» (https://depsr.admhmao.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-nadzor/). В данном разделе размещены:

нормативные правовые акты Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и их отдельных частей, содержащих обязательные требования;

ежегодные доклады, отчеты по проверкам, касающиеся контрольно-надзорной деятельности;

доклады публичных обсуждения правоприменительной практики;

программа профилактики нарушений обязательных требований и план график профилактических мероприятий на 2018-2020 годы;

публичная декларация целей и задач при осуществлении регионального государственного надзора;

руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания;

информационные материалы публичных обсуждений правоприменительной практики Департамента по тематике выступлений.

С целью повышения уровня и качества социального обслуживания населения на территории автономного округа, а также создания безопасных и комфортных условий нахождения получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания (включая НКО) на базе подведомственного Департаменту бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» ежегодно проводилось обучение специалистов из числа поставщиков социальных услуг и социальных предпринимателей.

Так, в 2018 году проведены более 22 обучающих мероприятий (вебинары, семинары, курсы повышения квалификации), в которых приняли участие представители негосударственных поставщиков социальных услуг из 73-х организаций.

Также, в 2018 году проведены публичные обсуждения правоприменительной практики, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений (апрель, октябрь, декабрь 2018 года).

Источник: https://depsr.admhmao.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-nadzor/obzory/2018-god/2428789/obzor-pravoprimenitelnoy-praktiki-za-2018-god

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 6)
  • Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (ст.ст. 7 – 8)
  • Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг (ст.ст. 9 – 10)
  • Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг (ст.ст. 11 – 13)
  • Глава 5. Предоставление социального обслуживания (ст.ст. 14 – 18)
  • Глава 6. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг (ст.ст. 19 – 22)
  • Глава 7. Организация предоставления социальных услуг (ст.ст. 23 – 29)
  • Глава 8. Финансирование социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг (ст.ст. 30 – 32)
  • Глава 9. Контроль в сфере социального обслуживания (ст.ст. 33 – 34)
  • Глава 10. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 35 – 37)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ
“Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”

21 июля 2014 г., 14 ноября, 5 декабря 2017 г., 5 февраля, 7 марта 2018 г., 1 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ПрезидентРоссийской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль

28 декабря 2013 года

N 442-ФЗ

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица.

Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода.

Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время.

В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах – несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины.

Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 декабря 2013 г. N 295, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Полный текст документа

Источник: http://base.garant.ru/70552648/

Социальное законодательство

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Array( [page] => socialnoe-zakanadatelctvo [un] => )un=

Федеральное законодательство
Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской  Федерации” (вступил в силу 1 января 2015 г., последняя редакция – 01.05.2019 г.)
Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 “Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно”
Указ Президента Российской Федерации “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
Национальный проект “Демография”. Паспорт проекта.
Паспорт Федерального проекта Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения “Старшее поколение”
План мероприятий по реализации Федерального проекта “Старшее покаление” (Приложение №1 к паспорту федерального проекта “Старшее покаление”) 
Показатели Федерального проекта по субъектам Российской Федерации “Старшее покаление” (Приложение №2 к паспорту Федерального проекта “Разработка иреализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего покаления”  “Старшее покаление”) 
Дополнительные и обосновывающие материалы Федерального проекта Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»
Региональное законодательство
Закон Санкт-Петербурга от 24 декабря 2014 года № 717-135 «О социальном обслуживании населения  в Санкт-Петербурге»  Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга  (последняя редакция – 01 октября 2019 г)
Соглашение о реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (город федерального значения Санкт-Петербург)» на территории города федерального значенияСанкт-Петербург
Паспорт регионального проекта Санкт-Петербурга “Демография” по приоритетному направлению “Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения”
Закрепление персональной ответственности по направлению«Демография» в Санкт-Петербурге во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развитияРоссийской Федерации на период до 2024 года»
Посмотреть отчет (“дорожная карта”)
Распоряжение правительства Санкт-Петербурга Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга от 20 ноября 2014 г. N 276-р
Постановление правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении порядков предоставления  социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» от  29 декабря 2014 года № 1283 (с изменениями на 26 февраля 2019 года)
Постановление правительства Санкт-Петербурга № 530 от 30.06.2016  «О размере платы за предоставление социальных услуг, порядке взимания платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» и внесение изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга№ 1283 от 29 декабря 2014 года
Распоряжение от 10 декабря 2018 г. N 694-р «Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге на 2019 год».
Распоряжение от 08 декабря 2017 г. N 791-р «Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге на 2018 год».
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 29 декабря 2016 г. № 466-р “Об утверждении рекомендуемых индивидуальные программ социального обслуживания получателей социальных услуг в разрезе форм социального обслуживания, видов социальных услуг и категорий получателей социальных услуг в Санкт-Петербурге”   и приложение к распоряжению
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 28 июля 2017 г. № 460-р “Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании гражданина, имеющего место жительства или место пребывания на территории соответствующего района Санкт-петербурга, нуждающимся в социальном обслуживании в случаях, установленных Правительством Санкт-Петербурга, и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг в случаях, установленных Правительством Санкт-Петербурга”   и приложение к распоряжению
Отраслевой перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга
Ведомственный перечень государственных услуг и работ Санкт-Петербурга в государственных бюджетных учреждениях в сфере социального обслуживания населения, в отношении которых администрация Центрального района Санкт-Петербурга осуществляет функции и полномочия учредителя
Индивидуальные программы социального обслуживания
Форма социального обслуживания на дому 
Социальное обслуживание в полустационарной форме

Источник: http://kcson-crspb.ru/socialnoe-zakanadatelctvo.html

Нормативно-правовые акты

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

Федеральные законы

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (в ред. от 7 марта 2018 года)

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры,охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеарльными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (ред. от 05.12.2017)

Указы Президента Российской Федерации и выдержки из Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2018 г. № 212 «О внесении изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607»

Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года (Извлечение)

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года (Извлечение)

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года (Извлечение)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2018 N 1373 “О методиках расчета показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” (вместе с Методикой расчета показателя “Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы”, извлечение)

Постановление Правительства РФ от 16 августа 2018 N 953 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317”

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2018 г. № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 638 «Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г.

№ 472 «Об осуществлении мер по реализации государственной политики в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития», «Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий», «Правилами предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий») )

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г.

№ 457 «Об утверждении формы обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, представляемого в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и формы плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Постановление Правительства Российской Федерации № 452 от 14 апреля 2018 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1203»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 января 2015 г. № 53-р “О внесении изменений в план мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р” (утратило силу)

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 1263 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1239 «Об утверждении правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информациионно-телекоммуникационной сети «Интернет» (см. также Приказ Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 886н)

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г.

№ 1203 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющем состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ред. от 29.12.2018)

Источник: http://szn.lipetsk.ru/control/nezavisimaja_ocenka_kachestva_okazanija_uslug_uchrezhdenijami/normativnopravovie_akti/

Законодательство

Законодательство о социальном обслуживании населения рф 2018

 / Социальное обслуживание  / Законодательство

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ  “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” 

Федеральный закон от 2 июля 1992 года г. N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”

Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1075 “Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно”

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1239 “Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н “Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг”

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 2015 г.

N 216н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано,  в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии таких противопоказаний”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. N 258н “Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 425н “Об утверждении примерного положения о Попечительском совете организации социального обслуживания”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июля 2014 г. N 484н “Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июля 2014 г. N 485н “Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 500н “Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 505н “Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 августа 2014 г. N 552н “Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в стационарной форме”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2014 г. N 651н “Об утверждении порядка осуществления мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 ноября 2014 г. N 870н “Об утверждении порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н “О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н “Об утверждении порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 г.

N 889н “об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 935н “об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 938н “Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 939н “Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н “Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений”

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.12.2013 №792 “Об утверждении кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания”
 

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Закон Кировской области от 11 ноября 2014 г. N 469-ЗО “О социальном обслуживании граждан в Кировской области”

Закон Кировской области от 2 ноября 2007 года № 183-ЗО “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Кировской области”

Постановление Правительства Кировской области от 25 июня 2019 г. N 343-П “Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кировской области”

Постановление Правительства Кировской области от 12 декабря 2014 г.

N 15/203 “О межведомственном взаимодействии органов государственной власти кировской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения”

Постановление Правительства Кировской области от 12 декабря 2014 г.

N 15/209 “О предоставлении субсидий из областного бюджета поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Кировской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), за предоставленные гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг”

Постановление Правительства Кировской области от 12 декабря 2014 г.

N 15/210 “О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Кировской области”

Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 года “ 189/845 “Об утверждении государственной программы Кировской области “Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области” на 2013-2021 годы”

Распоряжение министерства социального развития Кировской области от 09 сентября 2015 г. N 11 “Об утверждении Методических рекомендаций по расчету тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг Кировской области”

Распоряжение министерства социального развития Кировской области от 30 июля 2018 г. N 23 “Об обеспечении бесплатного доступа к информации о предоставлении социальных услуг в Кировской области”

Распоряжение министерства социального развития Кировской области от 30 июля 2018 г. N 22 “Об утверждении перечня иных обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, при наличии которых он признается нуждающимся  в социальном обслуживании”

Распоряжение департамента социального развития Кировской области от 11 ноября 2014 г. N 22 “О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг”

Распоряжение департамента социального развития Кировской области от 17 ноября 2014 г. N 26 “Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Кировской области”

Источник: http://www.socialkirov.ru/social/root/uson/Legislation.htm

Арсенал Права
Добавить комментарий